====== Беседа. Может ли разум помочь нам постичь Бога? ====== Кэрол: Ваша Божественная Милость, может ли разум помочь нам постичь Бога? Ваша Божественная Милость, может ли разум помочь нам постичь Бога? Шрила Прабхупада: Может. Например, Вы сейчас пишете докторскую по антропологии, если я не ошибаюсь. Кэрол: Так и есть. Шрила Прабхупада: Где там дается понимание Бога? Кэрол: Это просто способ заработать на жизнь. У меня есть и другие интересы. Шрила Прабхупада: Я не о том. Я имел в виду антропологию. Это ведь огромный раздел науки. Где в ней учат понимать Бога? Кэрол: Все верно. Мне все трудней совместить любовь к Богу с занятиями чем-то вроде этой антропологии. Шрила Прабхупада: Тогда зачем тратить свое время, разглагольствуя на темы антропологии? Кэрол: Хм. Шрила Прабхупада: Если Вы не видите себя в антропологии, тогда зачем тратить свое время? Антропология – это лженаука. Там нет ничего ценного. Кэрол: Я все время жду, когда же мне покажут нечто ценное и доброе. Шрила Прабхупада: Вся теория Дарвина – выдумка. Она высосана из пальца. Сам Дарвин говорил, что это просто теория. Теория – это еще не наука. Вся теория Дарвина – выдумка. Она высосана из пальца. Сам Дарвин говорил, что это просто теория. Теория – это еще не наука. Можно выдвинуть какую угодно теорию – «Это было так и сяк». Но это нельзя назвать наукой. Наука предполагает наблюдение, подкрепленное экспериментом. Это наука. Наука предполагает наблюдение, подкрепленное экспериментом. Это наука. Вы наблюдаете за некими принципами, лежащими в основе явления, и проверяете свои наблюдения в ходе экспериментов. Это – наука. А если мы просто выдвигаем теории, то это не наука. Это называется «умозрительные рассуждения». Толку от них никакого. В ходе своих рассуждений мы можем воздвигнуть в небе замок. Это не очень честно по отношению к людям. Мы должны давать людям то, что принесет им благо, что-нибудь практичное. Это наука. Кэрол: Возможно ли, по Вашему мнению, создать некую инфраструктуру, где люди могли получать образование? Шрила Прабхупада: Что касается образования – если оно не направлено на благо людям, то какой в нем прок? Это нельзя назвать хорошим образованием. Образование подразумевает, что все люди получат от него благо. Это образование. Побудить их делать что-то лучше – вот это образование. Что касается образования – если оно не направлено на благо людям, то какой в нем прок? Это нельзя назвать хорошим образованием. Образование подразумевает, что все люди получат от него благо. Это образование. Побудить их делать что-то лучше – вот это образование. Вернемся к нашей теме. Теория Дарвина ложна. Люди по недоразумению обращают на нее столько внимания. Прежде всего, никто, даже Дарвин, не может быть независимым. Примером тому является сам Дарвин – он умер. Вывод из этого такой, что нечто высшее управляло его жизнью. Никто не хочет умирать, но все вынуждены умирать. Разве не так? Где же тогда независимость? Теория Дарвина ложна. Люди по недоразумению обращают на нее столько внимания. Прежде всего, никто, даже Дарвин, не может быть независимым. Примером тому является сам Дарвин – он умер. Вывод из этого такой, что нечто высшее управляло его жизнью. Никто не хочет умирать, но все вынуждены умирать. Разве не так? Где же тогда независимость? Кэрол: Это иллюзия. Шрила Прабхупада: Правильно, иллюзия. Но, живя в иллюзии, как можно называть себя образованными? Если я остаюсь во тьме, то в чем же мое образование? Иллюзия значит темнота. Если все пребывают в потемках, то зачем говорить об образовании? И в чем тогда ваша философия? Кэрол: Любовь – это единственный путь для преодоления этой темноты. Я правильно Вас понимаю? Шрила Прабхупада: До любви еще далеко. Вначале надо получить образование. Кэрол: Но как? Каким образом? Шрила Прабхупада: Образование – значит верное знание. Верное. Например, все хотят жить. Никто не хочет умирать. В этой связи следует задать такой вопрос: «Я не хочу умирать. Почему смерть нависла надо мной вопреки моей воле? Что это за сила? Каков источник этой силы?» Образование – значит верное знание. Верное. Например, все хотят жить. Никто не хочет умирать. В этой связи следует задать такой вопрос: «Я не хочу умирать. Почему смерть нависла надо мной вопреки моей воле? Что это за сила? Каков источник этой силы?» С другой стороны, если я просто покорюсь неизбежности: «Ну ладно, есть там какая-то сила» - то откуда взяться знаниям? Вот тема – я не хочу умирать. Получить образование – значит выяснить: «Почему меня вынуждают умереть?» Никто не хочет бедствовать, но беды наваливаются на меня одна за другой. Поэтому, прежде чем проводить дальнейшие исследования, я должен спросить: «Почему меня вынуждают умереть?» Никто не хочет бедствовать, но беды наваливаются на меня одна за другой. Поэтому, прежде чем проводить дальнейшие исследования, я должен спросить: «Я не хочу всего этого. Кто посылает на мою голову эти несчастья?». Это первое, что мы должны выяснить в своей жизни. «Я не хочу всего этого. Кто посылает на мою голову эти несчастья?». Это первое, что мы должны выяснить в своей жизни. Кэрол: А можно зайти с другой стороны и спросить: «Кто я такой?» и «Что это за существо, которое я называю собой?». Шрила Прабхупада: Нет, первым делом следует решить проблему проблем: «Я не хочу несчастий, но они приходят вопреки моей воли». Например, сейчас Вы молодая девушка. Вам не по душе мысль о старости. Но старости не избежать! Кэрол: Это так. Хм. Шрила Прабхупада: Природа заставит вас. Пройдет сорок лет, и Вы вынуждены будете состариться, от былой красоты ничего не останется. Это происходит помимо нашей воли. Никто этого не хочет. Ни одной женщине не приходит в голову попросить: «Пусть моя красота увянет, кожа станет дряблой и серой». Я не хочу, чтобы это случилось. Почему это происходит вопреки моим желаниям? Природа заставит вас. Пройдет сорок лет, и Вы вынуждены будете состариться, от былой красоты ничего не останется. Это происходит помимо нашей воли. Никто этого не хочет. Ни одной женщине не приходит в голову попросить: «Пусть моя красота увянет, кожа станет дряблой и серой». Я не хочу, чтобы это случилось. Почему это происходит вопреки моим желаниям? Кэрол: Страдание и боль ведут человека к Богу, я правильно понимаю? Шрила Прабхупада: Да. Это закон. Но мы настолько оглупели, что не задаемся вопросами. Вот мое воззвание – вопрошайте! «Кто установил этот закон? Кто насылает все эти невзгоды на меня?». Лишь после того, как вы ответили на эти вопросы, вы можете спрашивать, кто такой Бог и кто такой я. Но до этого следует четко понять свое положение – положение того, на кого посылают несчастья. Вот мое воззвание – вопрошайте! «Кто установил этот закон? Кто насылает все эти невзгоды на меня?». Лишь после того, как вы ответили на эти вопросы, вы можете спрашивать, кто такой Бог и кто такой я. Но до этого следует четко понять свое положение – положение того, на кого посылают несчастья. Собака не понимает, что привязана на цепь. В ее жизни нет независимости, она полна невзгод. И все же собака весело машет хвостом. Она прыгает от радости. Это – собачья жизнь. Если хозяин задумает ее усыпить, собака ничего не сможет поделать. Но сейчас она очень радостная. Прыгает время от времени. Такова собачья жизнь, не человеческая жизнь. Жить, как человек, - значит понять: «Я зависим на каждом шагу, и тем не менее я разглагольствую о своей независимости. Откуда взялась эта глупость?». Так нужно спрашивать. «На каждом шагу я зависим, в точности, как кошки и собаки, но все же я не устаю твердить: «Я независим». Почему? Жить, как человек, - значит понять: «Я зависим на каждом шагу, и тем не менее я разглагольствую о своей независимости. Откуда взялась эта глупость?». Так нужно спрашивать. «На каждом шагу я зависим, в точности, как кошки и собаки, но все же я не устаю твердить: «Я независим». Почему? Кэрол: Ваша Божественная Милость, можно ли задаваться такими вопросами в гуще повседневной жизни? Шрила Прабхупада: Конечно. Духовное знание можно обретать в любых условиях, неважно, чем вы сейчас заняты. Духовное знание можно обретать в любых условиях, неважно, чем вы сейчас заняты. Главное, чтобы стремление узнать ответы было искренним: «Почему меня поместили в ситуацию, которая мне не по душе? Кто навязал мне ее? Где истоки моей жизни? В чем конечная цель моей жизни?». Вот эти вопросы следует задавать. Таков подлинный поиск человеческого существования. Не найдя ответов на эти вопросы, мы не сможем решить проблемы рождения, смерти, старости и болезней – а именно эти проблемы являются самыми насущными проблемами. Вместо этого мы погрязнем в утопии, как Дарвин. Какой прок в таком, с позволения сказать, «знании»?