Таковы девять основных видов преданного служения Господу, и ученик может по своему выбору следовать одному из них или двум, трем, четырем, а то и сразу всем. Любое служение Абсолюту само по себе абсолютно, и между разными видами этого служения нет качественных или количественных различий, характерных для материального уровня. На духовном уровне все равноценно, несмотря на существование трансцендентного разнообразия. Император Амбариша добился полного успеха, следуя всем девяти методам. Он погрузил свой ум в размышления о лотосных стопах Господа, свою речь занял рассказами о духовном мире, а руки — наведением порядка в храме Господа. Его уши смиренно внимали словам Господа Шри Кришны, глаза созерцали мурти Господа, а тело касалось тел преданных. Его ноздри вдыхали аромат цветов, предложенных Господу, язык пробовал пищу, предложенную Господу, ноги приводили его в храм Господа, и вся его жизненная энергия была направлена на служение Господу — у него не оставалось ни малейшего желания удовлетворять свои чувства. Занявшись этой деятельностью, он достиг высшего совершенства, по сравнению с которым достижения материальной науки кажутся ничтожными. Поэтому каждому человеку необходимо следовать этим принципам духовного самоосознания, чтобы сделать свою жизнь совершенной. Единственная обязанность человека — постичь свою духовную природу, но, к сожалению, в современном человеческом обществе люди слишком заняты выполнением своего патриотического долга. На самом же деле обязанности по отношению к своей нации, обществу и всему человечеству связывают только того, кто забыл про свои духовные обязанности. Не успев родиться на Земле, человек оказывается в долгу не только перед нацией, обществом и человечеством, но и полубогами, дающими воздух, свет, воду и т.д. Он в долгу и перед великими мудрецами, подарившими миру бесценные знания, которыми он руководствуется в своей жизни. У него есть обязанности по отношению к всевозможным живым существам, предкам, членам своей семьи и т.д., и т.п. Но если он выполняет одну-единственную обязанность — своего духовного совершенствования — то все остальные обязанности отпадают сами собой, без каких-либо дополнительных усилий. Преданный Господа никогда ничего не делает во вред обществу, а наоборот, приносит ему огромную пользу. Искреннего преданного не привлекает греховная деятельность, поэтому как только человек становится чистым преданным, он способен бескорыстно трудиться во имя мира во всем обществе и его процветания, принося неоценимое благо каждому его члену как в этой жизни, так и в следующей. И даже если такой преданный совершит проступок, Господь Сам мгновенно исправит его. Поэтому преданному не нужно углублять свои материальные познания или, отказываясь от всего мирского, становиться отшельником. Он может жить дома и спокойно заниматься преданным служением независимо от своего духовного статуса или семейного положения. История знает примеры, когда очень жестокие люди становились мягкосердечными, просто занимаясь преданным служением. Чистый преданный естественным образом и без дополнительных усилий обретает знания и избавляется от дурных наклонностей. Искусство духовного самосовершенствования и наука преданного служения — величайший дар индийских мудрецов миру. Поэтому каждый, кто родился в Индии, обязан достичь совершенства, соблюдая принципы этого великого искусства и науки, и распространить их по всему миру, где еще не знают о высшей цели жизни. Предназначение человеческой цивилизации — достичь этой стадии совершенства, постепенно углубляя знания. Но индийские мудрецы уже достигли этого совершенства. Зачем же остальным многие тысячи лет ждать восхождения на вершину? Почему не дать им эти приведенные в систему знания немедленно, тем самым сэкономив время и энергию? Они должны использовать свой шанс в этой жизни, так как добивались ее, быть может, миллионы лет. Один русский литератор во всеуслышание заявляет, что бессмертия можно достичь с помощью научного прогресса. При этом он, разумеется, не верит в существование Верховного Существа — творца. И все же мы приветствуем его идею, так как знаем, что истинный научный прогресс несомненно поднимет человека на духовное небо и откроет ученым существование верховного творца, безграничные возможности которого не умещаются в рамках представлений материалистической науки. Как уже говорилось, каждое живое существо имеет вечную форму, но оно вынуждено менять свои внешние оболочки: грубые и тонкие тела — этот процесс смены тел мы и называем жизнью и смертью. До тех пор пока живое существо находится в оковах материального рабства, ему не избежать смены тел даже на самом высоком уровне материальной жизни. Русский литератор может фантазировать, как это водится среди писателей, но более здравомыслящие люди, обладающие некоторым знанием законов природы, не согласятся с тем, что в этом материальном мире возможна вечная жизнь. Общие закономерности материальной природы естествоиспытатель может проследить на примере изучения развития плода. Развиваясь из цветка, маленький плод некоторое время растет на ветке, увеличивается в размерах, созревает, а затем с каждым днем увядает, пока в конце концов не падает на землю. Там он начинает разлагаться, пока не смешается с землей, оставив после себя семя, которое в свою очередь позже превратится в дерево. В положенный срок на нем появится много плодов, которые ожидает та же участь. И так повторяется снова и снова...