Проф. Котовский. Шесть или семь раз. Сейчас из-за наплыва беженцев из Бангладеш в Калькутте сложилась очень сложная ситуация.  Шрила Прабхупада. Да, но в течение десяти дней мы проводили санкиртану, и это было незабываемо. Каждый день собиралось не менее тридцати тысяч человек. Они проявляли огромный интерес к нашим лекциям - мы читали лекции по «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите». Таким образом, откликаются люди во всех частях света, особенно американские юноши и девушки. Они проявили особый интерес. Также велик интерес в Англии, Германии и Франции. Отсюда я собираюсь поехать в Париж. Как называется это место?  Ученик. В Париже? Фонтене-о-Роз?  Шрила Прабхупада. Да, они занимают целый дом, прекрасный дом... Наш метод очень прост. Мы просим наших учеников соблюдать четыре ограничительных принципа: не иметь недозволенного секса; не есть мяса, рыбы, яиц; не играть в азартные игры и не употреблять одурманивающих средств, включая сигареты, чай и кофе. Человек должен соблюдать эти четыре принципа и повторять маха-мантру Харе Кришна. И вы обнаружите, что только благодаря такому методу эти юноши и девушки быстро совершенствуются. Метод очень прост. Кроме того, у нас есть книги, много книг: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита». За эти годы я написал больше десятка книг по четыреста страниц каждая: «Кришна, Верховная Личность Бога»* в двух томах, «Шримад-Бхагаватам» в шести томах, «Учение Господа Чайтаньи» в одном томе, «Нектар преданности» также в одном томе. Так мы стараемся распространять сознание Кришны. Кришна является исторической личностью, так же как, скажем, Ленин. Вы стараетесь понять его философию, и мы тоже стараемся понять философию Кришны.  * В русском переводе эта книга называется «Источник вечного наслаждения». (Прим. переводчика.)  Проф. Котовский. Много ли у вас последователей в ваших шестидесяти пяти филиалах?  Шрила Прабхупада. О да, более тысячи инициированных и много других. Тысяча только тех, кто следует принципам. Вот как эти ребята. (Шрила Прабхупада указывает на двух своих секретарей.)  Проф. Котовский. Значит ли это, что ваши ученики не поступают в обычные западные, европейские университеты? Может ли, например, обычный студент одного из многих университетов, как все, посещающий лекции, быть тоже инициирован и принят в вашу общину?  Шрила Прабхупада. Если вы хотите жить в нашей общине и получить посвящение, добро пожаловать. Если нет, то приходите и попытайтесь понять нашу философию, читайте наши книги - у нас очень много книг, журналов, вопросов и ответов. Попытайтесь понять философию. Так не бывает, что вдруг приходит студент и сразу же становится нашим учеником. Сначала он приходит и общается с нами, стараясь во всем разобраться. Мы никого не агитируем. Он добровольно изъявляет желание стать учеником.  Проф. Котовский. А что будет, если это, например, не студент, а молодой рабочий или молодой сын фермера? Должен ли он отречься от своей жизни и вступить в вашу общину в каком-то центре? Как он будет содержать себя в повседневной, материальной жизни?  Шрила Прабхупада. Как я уже сказал вам, цель нашей проповеди - воспитать во всем мире брахманов, так как в обществе их не хватает. Тот, кто присоединяется к нам с серьезными намерениями, должен стать брахманом, а следовательно, принять на себя обязанности брахмана и оставить занятия кшатрия или шудры. Но, если кто-нибудь захочет сохранить свою профессию и в то же время понять наше Движение, это тоже допустимо. Среди наших последователей много профессоров. Например, Говард Уилер, профессор университета штата Огайо. Он мой ученик. Он продолжает преподавать, но почти все деньги, которые зарабатывает, жертвует на сознание Кришны. Предполагается, что грихастхи - семейные люди, живущие не в храме, - вносят пятьдесят процентов своего дохода в наше общество, оставляя двадцать пять процентов для семьи и двадцать пять процентов - на личные непредвиденные расходы. Но Господь Чайтанья Махапрабху учит, что не важно, кто человек: грихастха (домохозяин) или санньяси (отрекшийся от мира), брахман или шудра. Господь Чайтанья говорит: «Любой, кто понимает науку о Кришне, становится духовным учителем». По-бенгальски это звучит так: киба випра, киба нйаси, шудра кене найа. Вы немного понимаете бенгали?  Проф. Котовский. Немного.  Шрила Прабхупада. Да, как вибрацию. Йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа. «Любой, кто понимает науку о Кришне, может стать духовным учителем» (Ч.-ч., Мадхья, 8.128).  Проф. Котовский. Но, воспитывая брахманов из людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества, вы тем самым отвергаете древние принципы индуистских писаний.  Шрила Прабхупада. Нет, я утверждаю их.  Проф. Котовский. Согласно всем писаниям - Ведам, Пуранам и т.д., - каждый член одного из этих четырех классов, варн, должен родиться в нем.  Шрила Прабхупада. Нет, нет, нет.  Проф. Котовский. Это основа всех варн...  Шрила Прабхупада. Нет, нет. Извините.  Проф. Котовский. Основа всех варн...  Шрила Прабхупада. Ваши слова не соответствуют истине. При всем уважении к вам, я позволю себе утверждать, что вы не правы. В «Бхагавад-гите» (4.13) говорится: чатур варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. «Деление на четыре сословия, созданных Мной: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр - проводится по признаку качеств человека и рода его деятельности». Здесь ничего не сказано о происхождении.  Проф. Котовский. Я согласен с вами, что это изменение внесли брахманы более позднего времени, пытавшиеся увековечить свои привилегии.  Шрила Прабхупада. Это погубило индийскую культуру. Если бы не это, не возникло бы необходимости отделять от Индии ее часть - Пакистан. И не только это. С исторической точки зрения, вся эта планета раньше была Бхарата-варшей, и на ней была одна империя. Так было вплоть до времени правления Махараджи Парикшита. Затем она постепенно разделилась. Об этом говорит история. Недавно отделился Пакистан. Таким образом, от искалеченной Бхарата-варши теперь остался маленький клочок земли. Вообще же, согласно ведическим писаниям, вся эта планета называется Бхарата-варшей. Прежде она именовалась Илаврита-варшей. Но в честь ее правителя, императора Бхараты, ее стали называть Бхарата-варшей. Таким образом, эта культура, сознание Кришны, существовала всегда. Возьмите любую религию - христианство, ислам, иудаизм. Им самое большее две или три тысячи лет. Но невозможно обнаружить истоков ведических писаний. Поэтому они называются санатаной, вечными. Эта культура предназначена для всего человеческого общества. Это не религия или вера. Веру можно сменить, но истинную дхарму сменить невозможно. Попытайтесь понять Кришну. В «Бхагавад-гите» (18.66) Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - «Оставь все виды религии и просто предайся Мне». В этом заключается истинное знание - предаться Всевышнему. Вы или я - любой - все мы кому-нибудь подчиняемся. Это факт. Мы живем, подчиняясь, не так ли? Вы не согласны с этим?  Проф. Котовский. В какой-то мере вы подчиняетесь.  Шрила Прабхупада. Да, в полной мере.  Проф. Котовский. Мы, например, должны подчиняться обществу. Всему народу.  Шрила Прабхупада. Да, всему народу, или государству, или царю, или правительству, или еще чему-нибудь. Это неизбежно.  Проф. Котовский. Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю частично. Между подчинением царю, то есть какому-то человеку, и подчинением обществу принципиальная разница.  Шрила Прабхупада. Нет, это только перемена цвета. Но принцип подчинения остается неизменным. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре - вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает, как говорит об этом Сам Кришна (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Никто не может утверждать: «Я никому не подчиняюсь». Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. Высший объект подчинения - Кришна. Поэтому в «Бхагавад-гите» (7.19) Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате - «После многих жизней, проведенных в подчинении кому угодно и чему угодно, когда человек становится по-настоящему мудрым, он подчиняется Мне». Васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах: «Такая махатма, великая душа, встречается крайне редко».