====== Бомбей, 10 апреля 1971 ======    Prabhupada: (воспевание молитвы maigalacaraea) Дамы и господа, (аплодисменты) мы очень благодарны вам за ваше любезное посещение нашего собрания и участие в этом благородном и возвышенном движении сознания Kanea, или движении saikertana. Вы будете очень рады узнать, что сегодня я получил письмо от моего ученика, Creman Kaneadasa adhikare, руководителя maoha-команды, или храма в Западном Берлине. Он вел переговоры с русским Культурным Обществом и один очень важный профессор пригласил нас прочитать лекции в России. (аплодисменты) Итак очень скоро я должен ехать в Россию с некоторыми моими учениками. (аплодисменты) Преданные: Haribol! Prabhupada: Итак постепенно становится всем понятно что Kanea – это Бог для всех. Не следует принимать Kanea как индийского или индусского Бога. Не ограничивайте таким образом деятельности Kanea. Kanea безграничен, деятельность Kanea безгранична, преданность Kanea безгранична и область деятельности Kanea безгранична. Итак Kanea говорит: yayedaa dharyate jagat. (в сторону:Почему это не работает? А?) Преданный: Нет питания. Prabhupada:   apareyam itas tv anyaa prakatia viddhi me paraa jeva-bhutaa maha-baho yayedaa dharyate jagat   Yaya. Prakati. Prakati - энергия. Энергия женского рода и следовательно здесь говорится yaya. Dharyate jagat.  Мы живые сущности, мы относимся к высшей энергии, а материя является низшей энергией. И следовательно dharyate. Мы наслаждаемся или мы эксплуатируем эту материальную энергию. Мы используем ее такими многими способами. Sayatana. Например я сижу на этой материальной подстилке и на материальном полу, использую этот материальный микрофон или например материальную кровать или автомобиль. Так много способов через которые мы наслаждаемся этим материальным миром, yaya. То же самое prakati. Обе prakatis – это энергия. Одна энергия называется высшей, а другая энергия называется низшей. Материя - низшая, а живые сущности - высшая. Но вне связи с Kanea, обе этих энергии. Энергия располагается в конкретной области деятельности, высшая или низшая... Но все они в связи с Kanea, поскольку Kanea - Верховная Абсолютная Истина и для Него, нет такого различия между высшей и низшей. Vineu Puraea говорит: vineu-caktiu para. Изначально вся энергия Kanea - трансцендентна, духовна.   vineu-caktiu para prokta knetrajiakhya tatha para avidya-karma-saajianya tateya caktir inyate  [Cc. Madhya 6.154]   Итак Kanea может изменить качество высшей энергии на низшую энергию и подобно низшую энергию на высшую энергию. Это - Его могущество. Как таковой, когда Kanea является в этот материальный мир, то даже если Он и принимает так называемое материальное тело по утверждениям философов Mayavade, то никак не материально. Он трансформирует его в духовное. Это - Его могущество. Sambhavamy atma-mayaya [Bg. 4.6]. Например инженер-электрик, он ту же самую электрическую энергию может использовать как для холодильника так и для нагревателя. Это его возможности. Аналогично, Kanea, Этим своим движением Kanea может сделать из этого материального мира духовный мир просто изменяя сознание существ. Это – в Его силах. Следовательно ничего в сознании Kanea не должно считаться как материальное.   prapaicikataya buddhya hari-sambandhi-vastunau mumuknubhiu parityago phalgu-vairagyaa kathyate   Возьмем в качестве примера: философы Mayavade говорят - brahma satyaa jagan mithya. Но jagat, не mithya, но временное. И все же, даже если допустить, что mithya - ложно, то это станет истинным благодаря этому движению сознания Kanea. Это реально. Nirbandhe kanea-sambandhe yukta-vairagyam ucyate. Итак, это движение сознания Kanea так прекрасно, что оно может превратить материю в дух. Как? Не превратить, но качества ее изменятся. Сознание изменится. Тот же самый пример: вы берете железный стержень и помещаете его в огонь. Он становится раскаленным, подобно огню. Но когда он докрасна раскален, то он уже больше не железо, это огонь. Если вы касаетесь этого стержня, этого раскаленного железа в любом месте, то вы обжигаетесь. Аналогично, Vaineava благодаря своему духовному продвижению в сознании Kanea, делает духовным это тело. Просто попытайтесь понять этот пример. Развивая ваше сознание Kanea вы можете сделать ваше тело духовным, полностью забыв всю материальную деятельность. Yayedaa dharyate jagat. Kanea говорит:   etad-yoneni bhutani sarvaei iti upadharaya ahaa katsnasya jagatau prabhavau pralayas tatha   Итак Kanea - изначальная причина как материальной энергии так и духовной энергии. И благодаря комбинации материальной энергии и духовной энергии существует все это космическое проявление. Есть два вида проявления энергии. Все могут испытать это. Например в моем теле существую я – духовная душа, и также существует это тело - материя, материальное вещество. Когда они объединены вместе, то это все работает замечательным образом. Человек становится крупным лидером, великим ученым, великим философом, так? Но как только эта духовная искра угла. Как только духовная искра уходит, то это же самое тело уже не великий лидер, не великий ученый или великий философ. Итак обе эти энергии - части тела Kanea. Например солнечный свет - энергия солнца и планете солнце также есть бог солнца. Мы знаем это из Bhagavad-geta. В четвертой главе есть ссылка на бога солнца: imaa vivasvate yogaa proktavan aham avyayam, vivasvate [Bg. 4.1]. Vivasvan – это имя бога солнца. В настоящее время, преобладающее божество на солнце носит имя Vivasvan. Итак, это - личность. Он – личность и его планета - солнце. И из солнца исходит солнечный свет. Аналогично, есть планета, которая известна как Goloka Vandavana. В духовном мире есть миллионы планет. Как у нас есть миллионы планет здесь в этом материальном мире, миллионы вселенных, аналогично и в духовном мире есть миллионы планет которые называются Vaikueohalokas. И самая высшая из Vaikueohalokas называется Goloka Vandavana или Kanealoka. Это вечное изначальное местопребывание Господа Kanea. И светом на этой планете служит сияние которое является сиянием трансцендентного тела Kanea. Мы получаем эту информацию из Brahma-saahita: yasya prabha prabhavato jagadaeoa-kooi [Bs. 5.40]. Yasya prabha. Brahmajyoti – это трансцендентное сияние Господа Kanea. Например солнечный свет является сиянием Vivasvan, это сияние исходящее из солнца аналогично brahmajyoti из Kanealoka. И там Kanea, в этом сиянии Brahman находится так много вселенных и так много планет Vaikueoha и они все исходят из этого изначального сияния и сами в свою очередь излучают сияние. Это - наука. Так как Kanea это - ahaa sarvasya prabhavau, то вы можете понять это. Если вы изучаете и принимаете эту информацию из литературы Vedic, если вы внимательно обсуждаете все это, то вы очень легко это поймете, что все исходит из сияния Kanea или Его энергии. И Kanea также лично говорит здесь:   etad-yoneni bhutani sarvaei iti upadharaya ahaa katsnasya jagatau prabhavau pralayas tatha   Aham – значит "Я." Философы Mayavade не способны понять этого, как личность может быть причиной созидания, поддержания и уничтожения. Но Kanea здесь говорит: ahaa katsnasya. Ahaa katsnasya jagatau prabhavau pralayas tatha. И Kanea говорит: mattau parataraa nanyat kiicid asti dhanaijaya [Bg. 7.7], поскольку Он - Источник всей энергии. Мы уже поняли, что все это проявление -  совокупность различных типов энергии Верховного Господа. Это подтверждено в Vedas: parasya caktir vividhaiva cruyate. Абсолютная Истина имеет различные виды энергии и они все так совершенны и так искусно объединены... Svabhavike jiana-bala-kriya ca. Вы можете взять в качестве примера цветок, этот прекрасный цветок, как он замечательно окрашен, как он симметрично окрашен. Но он произрастает из этой почки автоматически. Итак, мы видим что этот цветок проявляется автоматически... Но на самом деле нет такого понятия ?автоматически?. Это - энергия Kanea действует здесь. Это - энергия Kanea. И эта энергия так могущественна, что нам кажется что это все работает автоматически, а наша энергия очень ограничена. Если я захочу раскрасить этот цветок также красиво, то я должен буду устроить для этого так много вещей. Я должен найти подходящие краски, я должен найти подходящие кисточки. Я должен буду к тому же иметь необходимое знание как раскрасить его. Я должен буду посвятить этому так много времени, чтобы обучиться как раскрашивать и только потом действительно раскрасить его. Так много вещей требуется для этого. Но энергия Kanea так совершенна, что это все проявляется автоматически: svabhavike jiana-bala-kriya ca. И мы должны это изучать. И когда вы концентрируетесь в этом изучении с bhava, то затем вы сможете понять Kanea, как Он действует, почему Он изначальный источник всего. Это требует разума. И следовательно если человек не имеет очень развитого разума, то он не сможет понять Kanea. При помощи простого ума он не сможет понять Kanea. Для того чтобы развить свой разум и очистить чувства мы должны принять процесс преданного служения. Sarvopadhi-vinirmuktaa tat-paratvena nirmalam [Cc. Madhya 19.170]. И тогда соответствующий разум и очищенные чувства будут достигнуты нами. Например также как мы получаем облегчение от больного состояния, аналогично наш разум сейчас очень болен и он станет здоров, мы оставим все эти материальные обозначения и соответственно он будет способен понять Kanea. Но в настоящий момент я думаю на уровне чувств и потому создаю такое множество обозначений. Я думаю: "Я - это тело." Я думаю: "Я индиец." Я думаю: "Я - американец," "Я - русский," "Я пакистанец." Это - upadhis. Но если вы практикуете преданное служение, сознание Kanea, то вы несомненно становитесь свободны от этого заражения обозначениями. Sarvopadhi-vinirmuktaa tat-paratvena nirmalam [Cc. Madhya 19.170]. Nirmalam означает полностью свободного от всех грязных вещей. Это все - грязные вещи. Как только я думаю: "Я – это, я - то, я - это..." Например из Bhagavad-geta мы поняли, что это тело подобно платью. И представьте что я одет в апельсинового цвета халат. И если я думаю: "Я и есть этот апельсиновый цвет," - то, что это очень хороший разум? Аналогично, как только я начинаю думать с точки зрения моего тела, в понимании принадлежности к определенной стране, принадлежности к определенному вероучению – это все мои обозначения. Итак очищение чувств происходит через этот процесс преданного служения: bhakti-yogena, nirmalam... Это также утверждается в Cremad-Bhagavatam:   tada rajas-tamo-bhavau kama-lobhadayac ca ye ceta etair anaviddhaa sthitaa sattve prasedati  [SB 1.2.19] nanoa-prayenv abhadrenu nityaa bhagavata-sevaya  [SB 1.2.18]   Через ежедневный и регулярное обсуждение или слушание этого Cremad-Bhagavatam человек устанавливает связь с Kanea, Верховной Личностью Бога... Nanoa-prayenu abhadrenu nityaa bhagavata-sevaya. Эти abhadras, эти обозначения могут быть уничтожены через простую постоянную занятость в служении Bhagavatam. Bhagavatam означает преданного, его также называют bhagavata и литературу которая описывает Kanea также называют bhagavata. Итак мы должны служить преданным. Sataa prasaigan mama verya-saavido bhavanti hat-karea-rasayanau kathau. Если вы общаетесь с преданными, с чистыми преданными... И кто это чистый преданный?   anyabhilanita-cunyaa jiana-karmady-anavatam anukulyena kaneanu- celanaa bhaktir uttama  [BRS anyabhilanita-cunyaa jiana-karmady-anavatam anukulyena kaneanu- celanaa bhaktir uttama   "Следует осуществлять трансцендентное любовное служение Верховному Господу Kanea благосклонно и без страсти к материальной выгоде, накоплению богатств через обусловленную деятельность или философским предположениям. Это называется чистым преданным служением." Bhakti-rasamata-sindhu 1.1.111.1.11]   Те, кто выполняет преданное служение без каких либо материальных желаний. Не то, что я делаю служение Kanea для того чтобы выполнить какие то свои материальные желания. Это - не чистый преданный. Чистая преданность: anukulyena kaneanu-celanam: [Madhya 19.167] просто принимать такую работу и деятельность которая способствует благосклонному служению Kanea. Sva-karmaea tam abhyarcya saasiddhia labhate param. Svanunohitasya dharmasya saasiddhir hari-tonaeam [SB 1.2.13]. Как только мы просто принимаем такую деятельность которая угодна Верховной Личности Господа, Личности Господа... Anukulyena kaneanu-celanam [Madhya 19.167]. Anukulyena. И сразу же Kanea становится благосклонен к нам и мы получаем благословения Kanea. Saasiddhir hari-tonaeam [SB 1.2.13]. Итак, мы не знаем кто такой Hari, кто такой Бог, кто такой Kanea и какова должна быть наша деятельность чтобы заслужить Его милость. И мы должны этому учиться. Мы должны этому учиться: sataa prasaigat, через общение с преданными. Sataa prasaigat. Например если вы - бизнесмен, положим брокер и если вы участник фондовой биржи, то ваше дело процветает. Вы таким образом получаете больше возможностей. Ученые, они также создают какие то ассоциации. Каждый конкретный... Юристы, они также создаю ассоциации, Ассоциация Адвокатов. Это - нужно. Инженеры создают ассоциации. Доктора открывают свои медицинские клубы. Аналогично, если вы хотите учиться сознанию Kanea, то вы должны связать себя с обществом сознания Kanea. Это необходимо. Sataa prasaigat mama verya-saavido bhavanti hat-karea-rasayanau kathau. Если вы не объединяетесь с преданными практическим образом, то вы не сможете понять или вы не сможете насладиться трансцендентной природой Господа Kanea. Bhavanti hat-karea-rasayanau. Служа rasayanau.  Ощущая нектар трансцендентного наслаждения. Как? Sataa prasaigat. Просто общаясь с преданными. Sadhu-saige sato vatte. Rupa Gosvame говорит:   utsahan dhairyat niccayat tat-tat-karma-pravartanat sadhu-saige sato vatteu naobhir bhaktiu prasidhyati   Если вы действительно..., если вы действительно серьезны к тому, чтобы понять сознание Kanea, то вы должны быть очень энергичны, utsahan: " Я должен во что бы то ни стало научиться этому искусству именно в этой жизни." Вы должны быть решительны и сосредоточены, daoha-vratau В Bhagavad-geta это называется - daoha-vratau. Bhajanti maa daoha-vratau. Эта решительность должна быть всегда - "Да." Например Dhruva Maharaja, пятилетний мальчик. Narada Maharaja сказал: "Мой дорогой мальчик, ты - сын царя. Ты не можешь подвергаться такой серьезной аскезе. Почему ты считаешь, что тебя так сильно оскорбила твоя мачеха? Пожалуйста иди домой." И Dhruva Maharaja ответил: "Мой уважаемый господин, ты говоришь очень хорошо. Но я - сын knatriya. И я оскорблен. Я не могу принять твой совет. Я должен увидеть Бога. Пожалуйста проводи меня к Нему, чтобы я мог говорить с Ним." Это - решительность, пятилетний мальчик говорит: "Я должен увидеть Бога в этой жизни. Если ты знаешь как это сделать, то пожалуйста объясни мне. Не пытайся отговорить меня." Это - решительность. Итак эта решительность означает - utsaha "Я должен." Мне необходимо. Не то, что: "Когда Kanea проявит милость, тогда я сделаю." Kanea уже проявил милость. Но если мы не принимаем этого, тогда что Kanea сделает? Kanea не затрагивает нашей небольшой индивидуальной независимости. Итак следовательно мы имеем... Например когда мы зарабатываем деньги, то мы  очень решительны и аналогично, если мы хотим обрести сознание Kanea, если мы хотим достичь этого положения и вернуться домой, обратно к Богу, то мы должны быть очень решительными, utsahan. И dhairyat. Dhairyat означает терпение: "О, я действую в сознании Kanea согласно правилам и нормам. И все же я еще не чистый преданный?" Итак не следует быть нетерпеливым. Следует быть терпеливым. Например любая женщина хочет ребенка. Итак когда она вступает в брак, то предполагается, что она будет иметь ребенка. Но если она хочет ребенка немедленно, сразу же после своего вступления в брак то это невозможно. Она должна иметь связь с мужем, потом в свое время она забеременеет и появится ребенок. Аналогично, мы придем к этому если мы терпеливы и в то же самое время очень энергичны, utsahad dhairyat и tat-tat-karma-pravartanat. Но мы должны также следовать регулирующим принципам, которые позволят нам продвигаться в сознании Kanea. Tat-tat-karma-pravartanat sato vatteu. И наша жизнь также должна быть очень хорошей и честной. Sadhu-saige, sadhu-saige в общении с преданными. Эти шесть вещей: utsahad dhairyat niccayad и sato vatteu, sadhu-saiga, tat-tat-karma. Это шесть видов преданного служения позволяют вам продвигаться. Naobhir bhaktiu prasidhyati. Эти шесть видов деятельности позволяют развиваться вашему преданному служению. Итак для понимания сознания Kanea, для возвращение в царство Kanea мы должны принять эти методы. И аналогично, не предписанная деятельность уничтожает наше сознание Kanea. Итак, мы должны быть очень осторожны, а не то, чтобы принимать любую не предписанную деятельность, мы должны принимать только благоприятную деятельность. Anukulyena kaneanu-celanam [Madhya 19.167]. Итак Kanea говорит:   mattau parataraa nanyat kiicid asti dhanaijaya mayi sarvam idaa protaa sutre maei-gaea iva  [Bg. 7.7]   "Все пребывает во Мне подобно жемчужинам нанизанным на нить." Kanea – это нить, а все эти вселенные, все это космическое проявление и различная деятельность на различных планетах, это все нанизано на нить Kanea. И следовательно Он - изначальный источник всего. Как вы можете принимать Kanea как обычного человека? Я не знаю. Avajananti maa muohau. Такие люди описываются как muohas. Они не знают. Хотя это и полностью объяснено в Bhagavad-geta, но они никогда не примут Kanea в таком понимании. Они будут производить различные способы понимания Kanea. И следовательно они всегда в заблуждении. После тысяч и тысяч жизней посвященных изучению Bhagavad-geta они как были в темноте вначале так и будут оставаться далее. Это является результатом их понимания. Но если вы принимаете Bhagavad-geta как она есть, без каких либо интерпретаций, не выдумывая ничего, не производя что-то из Bhagavad-geta, тогда естественно, что вы станете сознающими Kanea и ваша жизнь будет иметь успех. Здесь ясно утверждается: mattau parataraa nanyat kiicid asti dhanaijaya: [Bg. 7.7] "Нет более высшего чем Я." Как же мы можем думать о Kanea как об обычном человеке? Каков ваш ответ? И я не могу понять как Kanea принимается как обычный человек? Это значит, что вы не верите в Bhagavad-geta... Это - другая вещь. Но не пытайтесь ее интерпретировать, не следует интерпретировать Bhagavad-geta на уровне вашего понимания. Это не поможет вам. Вы можете выдвигать вашу собственную философию какую вы хотите. Все имеют на это право. Nasau munir yasya mataa na bhinnam: "Человек не может быть философом, muni, если у него нет отличной от других философии." Это - факт. Все хотят выдвинуть какой то новый метод философии и попытаться стать знаменитым. Это - естественный путь. Но вы должны создавать ваше философское представление не таким путем. У вас есть на это право. Но не пытайтесь интерпретировать Bhagavad-geta на уровне вашего собственного понимания. Это не может быть принято. И у вас не будет никакого эффекта от такого изучения Bhagavad-geta. Вы должны принять Bhagavad-geta как она есть. Это наше движение сознания Kanea не представляет всем Kanea каким то иным способом. Наш метод в том, что мы должны представлять Kanea таким как Он есть. Это – наш метод. Если есть сейчас доверие к этому движению сознания Kanea, к нам, то это доверие потому что мы не фальсифицируем Bhagavad-geta. Мы просто представляем Bhagavad-geta как она есть. И милостью Kanea это движение очень легко распространяется по всему миру и люди принимают это, что есть только один Бог – Kanea, одна философия - Bhagavad-geta и одна молитва - Hare Kanea mantra, и одна страна – страна сознающих Kanea людей. Просто распространяйте это движение по всему миру и мир станет счастливым. Не придумывайте Бога: "Это - инкарнация Kanea." Иногда мы принимаем кого-то то как Бога, потому что он говорит: "Я - тот же Kanea. Я - тот же Rama." И мы верим его словам. ?Хорошо, мы примем тебя как Rama и примем тебя как Kanea.? Но если есть настоящий Kanea, то зачем нам принимать имитацию Kanea? Зачем? Представьте, что вы пошли приобрести какое то лекарство в магазине лекарств и продавец говорит: "Здесь лекарства, сэр, которые одинаково хороши с теми которые очень дороги, но у этих цена очень дешева. Вы можете взять их" и если вы нормальный человек, то вы скажите: "Нет, нет. Я не хочу этого. Дайте мне то которое настоящее. Зачем я буду брать это? Пусть оно и дешево, но я не хочу этого." Аналогично, зачем мы будем принимать так называемые ?инкарнации? Kanea? Мы должны принять Kanea, настоящего Kanea. настоящий Kanea здесь. Kanea и слова Kanea идентичны. Когда вы читаете Bhagavad-geta, то перед вами Kanea, также как Arjuna был с Kanea и Kanea лично говорил с ним. Это - трансцендентная природа Kanea. Почему Он оставил эти наставления? Потому что если мы принимаем учение Kanea, Bhagavad-geta, то сразу же мы в присутствии Kanea. День назад я приводил пример неграмотного brahmaea. Это очень трансцендентный способ понимания Kanea. Примите это как формулу. Kanea говорит здесь, что все что находится в этих материальном или духовном мирах, это все различные энергии Kanea. Он - изначальный источник созидания, Он - изначальный источник поддержания и Он - изначальный источник уничтожения. И следовательно нет никого более великого чем Он. Mattau parataraa nanyat [Bg. 7.7]. Na anyat: "Нет другого более великого." Kiicid asti: "Никого более." Вы не можете сказать: " Это - что-то, более великое чем Kanea." Это невозможно. Na anyat kiicid asti dhanaijaya, mayi sarvam idaa protaa sutre maei-gaea iva. Например в вашем ожерелье, в вашем жемчужном ожерелье, все жемчужины нанизаны на нить, аналогично, Kanea – это нить всего существующего... Это будет объяснено более подробно в тринадцатой главе:   maya tatam idaa sarvaa jagad avyakta-murtina mat-sthani sarva-bhutani nahaa tenv avasthitau   Итак, вывод всех castric... Это также утверждает Brahma-saahita:   yasyaika-nicvasita-kalam athavalambya jevanti loma-vilaja jagad-aeoa-nathau vineur mahan sa iha yasya kala-viceno govindam adi-purunaa tam ahaa bhajami  [Bs. 5.48]   Итак Govinda, adi-puruna, чьей полной частью является Maha-Vineu. И какова же деятельность Maha-Vineu? То, что Он лежит в Причинном Океане и Он дышит, и с Его дыханием появляются бесчисленные вселенные. И бесчисленные вселенные также в конце своего существования входят в Него. Таким образом Он пребывает в йогическом сне. Это Maha-Vineu - полная часть Kanea. Итак мы должны верить в castra и нет другого способа для понимания Kanea. Это превышает любое наше воображение, это стоит за любым нашим умственным развитием, это недосягаемо для наших чувств и мы должны принять это руководство. Точно так же, как мы принимаем кого-то как нашего отца просто потому, что так говорит нам наша мать. Аналогично, у нас нет непосредственного восприятия Kanea, но у нас есть книги о Kanea. У нас есть литература Vedic, и если мы изучаем ее... Castra-caknunat: Вы должны видеть castras. И тогда вы поймете Kanea и ваша жизнь будет успешна. Благодарю вас всех за ваше внимание. Hare Kanea. (аплодисменты) (конец)