====== Горахпур, 19 февраля 1971  ======   Prabhupada:   ...tatha para avidya-karma-saajianya tateya caktir inyate   Итак есть три вида энергии. Верховная Личность Бога обладает неограниченной энергией, например в солнце присутствует неограниченная энергия. Вы можете представить себе если так много энергии возможно для материальной вещи, которая создана Богом, или Kanea, то сколько энергии есть у Kanea. Это может быть легко понято... [break]...   ……частичное проявление этой энергии располагается в солнце. Миллионы и триллионы лет волны обжигающего жара и ярчайшего света излучаются из солнца и все же, оно неиссякаемо как и прежде. Аналогично, мы можем понять из этого примера, что Верховная Личность имеет неограниченную энергию. Пример также есть и с огнем. Та же самая вещь...   eka-sthane sthitasyagner jyotsna vistariee yatha parasya brahmaeau caktis sarvedam akhilaa jagat   Как например огонь расположенный в одном месте, он распространяет неограниченно свое тепло и энергию, и свет, аналогично, все, что мы испытываем в в этом материальном мире, это проявление энергии Верховной Личности Бога. Это также подтверждено в Bhagavad-geta. Kanea говорит: maya tatam idaa sarvaa jagat avyakta-murtina: "Я – всенаполняющий. Я распространяю Себя в этом материальном проявлении, jagat, в Своей безличной форме, avyakta-murtina." Все... Avyakta означает, что Kanea не проявляет Себя лично, но мы можем почувствовать Его присутствие. Как например когда вы смотрите на дым вдалеке, то вы можете сразу понять, что там есть огонь. Это очень легко. Аналогично, если все идет таким совершенным образом, солнце поднимается точно и вовремя, луна поднимается точно и вовремя они все освещают, они появляются и исчезают и все это происходит без всяких сбоев, сезонные изменения также неотвратимо наступают и потому вы не можете сказать, что все эти вещи происходят автоматически. Нет. Нет такого опыта у вас, чтобы что-то автоматически управлялось. Мы должны понять, что за этим стоит какой то очень могущественный мозг. Эйнштейн профессор, величайший ученый, он пришел к выводу: "По мере того как мы продвигаемся в научных исследованиях, мы приходим к выводу, что за всеми этими явлениями стоит какой то очень могущественный мозг." Как Вы можете опровергнуть это? И мы получаем прямую информацию от Kanea, Верховной Личности Бога:   mayadhyakneea prakatiu suyate sa-caracaram hetunanena kaunteya jagad viparivartate  [Bg. 9.10]   Итак прогресс материального мира означает усовершенствовании материальных объектов... Например этот цветок, сначала он находится в почке, потом он расцветает. Это - прогресс. Потом он снова уменьшается и исчезает. Nao-vikara. Также и наше тело, мое тело прогрессирует  - это означает, что оно проходит этап детства, юности. То есть, это подразумевается за материальный прогресс. Потом когда юность проходит приходит старость и далее тело уменьшается и затем исчезает. Это называется: janma-sthiti-pralaya. Это возникает, остается в течение некоторого времени и снова pralaya - исчезает, умирает. Это – путь прогресса в материальном существовании. Bhutva bhutva praleyate. Это происходит... И следовательно в Vedanta-sutra, Brahman означает изначальный источник проявления, поддержания и исчезновения. Из Brahman, Высшего Brahman все исходит, janma. Janmadi. Janmadi означает - janma sthiti и pralaya. И все остается в Brahman. Maya tatam idaa sarvam avyakta-murtina, mat-sthani sarva-bhutani. Все существуют поддерживаемое Brahman. И когда все это проявление уничтожается: pralaya—prakatia yanti mamikam - это становится вновь не проявленной энергией Верховной Личности Бога. Это - путь, sanoi-sthiti-pralaya. Из энергии... В Vedas также сказано: sa aiknata sa asajata. В Bhagavad-geta также говорится: ahaa bija-pradau pita. Kanea дает семя для проявления этой материальной энергии. Как например отец дает семя в матку матери и в результате появляется живой объект, аналогично, в этом материальном проявлении Верховная Личность оплодотворяет материальную энергию и в результате проявляются живые объекты и все эти различные типы тел, 8.400.000 видов. Это - творение. Итак здесь Caitanya Mahaprabhu цитирует стихи из Vineu Puraea: vineu-caktiu para prokta [Cc. Madhya 6.154]. Вы не можете сказать, что Абсолютная Личность, Верховная Личность Бога не имеет энергии. Niucakti. Философы Mayavade говорят, что вся энергия исходит из безличного Brahman и она становится этой материальной энергией, или maya. У Него есть тело и это - maya. Нет. Это - не факт. Kanea не обладает материальным телом подобным нашему, когда мы приходим в этот материальный мир. Kanea говорит: avajananti maa muoha manunea tanum acritam: [Bg. 9.11] "Те, кто глупы, кто не обладает знанием, такие люди думают, что Я принимаю тело состоящее из этой материальной энергии." Kanea говорит: sambhavamy atma-mayaya [Bg. 4.6] Это Его внутренняя энергия. Эта внутренняя энергия называется vineu-caktiu para или духовная энергия. Он не принимает тела состоящего из материальной энергии. Vineu-caktiu para prokta knetrajiakhya tatha para [Cc. Madhya 6.154]. Итак knetrajia, эти существа, они – также относятся к para-cakti, cit-cakti. Как мы можем видеть есть два типа caktis... Один это - cit-cakti и другой - jara-cakti. Например до тех пор пока cit-cakti находится в этом теле, это тело живет, оно перемещается и как только cit-cakti, душа, уходит из этого тела, то соответственно нет больше никакого перемещения. Аналогично, Kanea, или Верховная Личность Бога, Он - главный источник cakti, или caktiman, из которого: janmady asya yatau [SB 1.1.1] -из Него проявляется весь этот материальный мир. Ahaa sarvasya prabhavo mattau sarvaa pravartate [Bg. 10.8]. Итак, мы должны попытаться осознать непостижимое величие энергии Бога. Когда Kanea говорит: maya tatam idaa sarvam: "Я - всенаполняющий..." Sarvam. Sarvaa khalv idaa brahma, та же самая вещь, как это предписано Vedic, аналогично Kanea говорит: maya tatam idaa sarvaa jagat avyakta-murtina: " всенаполняющая природа, распространение Моей энергии это - безличный Brahman." он безличен. Mat-sthani sarva-bhutani nahaa tenu avasthitau. Это могущество Kanea. Все находится в Нем. Это означает в Его энергии. Cakti-cakti mat или abheda. Его энергия не отлична от Него. И следовательно эта цитата приводимая из Vineu Puraea Caitanya Mahaprabhu очень подходит для этого понимания. Vineu-caktiu para prokta knetrajiakhya tatha para [Cc. Madhya 6.154]. Ksetrajia – это означает живые существа... Те, кто читали Bhagavad-geta, вы знаете. Ksetrajia означает живое существо. Knetra означает это тело, а jia означает владельца или знающего это тело. Как например когда есть некоторая боль или удовольствие, то вы способны это понять. Следовательно вы – knetrajia, мы все - knetrajia. И Kanea говорит: knetrajiaa capi maa viddhi sarva-knetrenu bharata. И это - Paramatma. Когда Kanea говорит: "Я - также knetrajia..." Не такой же knetrajia. Иногда они понимают это неправильно, что индивидуальная душа, живое существо и Paramatma – это суть одно и то же. Нет. Он говорит: knetrajiaa capi maa viddhi: "Я - одна из птиц сидящих на дереве этого тела." Это подтверждается в Upaninad. Две птицы сидят на одном дереве. И одна птица - свидетель. Свидетель птица  это- Paramatma, antaryame. Он наблюдает за вашей деятельностью, свидетель. Anumanta upadranoa. Bhagavad-geta: upadranoa. Вы не должны думать, что все, что вы делаете никто не свидетель этого. Sarvato pani-padas tat sarvato akni. И следовательно говорится: pacyaty acaknuu... Pacyaty acaknuu. Kanea, или Верховная Личность Бога, Он имеет такие хорошие глаза и Он может видеть ими любую деятельность везде. Он видит это все. Но Его видение, или Его глаза, они не точно такие же... Поскольку мы не можем всего этого видеть. Как только я закрываю свои веки и я сразу же не могу видеть ничего. Ну и что же за сила в таком видении? Но Он может видеть из вашего сердца все, что вы думаете, что вы чувствуете, как вы действуете. И Он дает также санкцию. Вы не можете действовать никак без Его санкции на эти действия поскольку все является собственностью Kanea. Sarva-loka-mahecvaram. Итак если вы хотите наслаждаться чем-то, вы должны получить санкцию от владельца всего. В противном случае вы не сможете ничего сделать пока Он не санкционирует. Mattau smatir jianam apohanaa ca [Bg. 15.15]. Это - процесс. Мы должны это понимать. Он находится в каждом сердце.   ecvarau sarva-bhutanaa had-dece ’rjuna tinohati bhramayan sarva-bhutani yantraruohani mayaya  [Bg. 18.61]   И так как Он – свидетель всего, как anumanta, как дающий санкцию. Я думаю: "О, Я..." Или вы хотите наслаждаться тем или иным способом. И Kanea выделяет вам все необходимое для этого: "Хорошо, ты хочешь? У тебя есть это." Maya поставляет вам все необходимые компоненты и вы получаете желаемое. Это все время происходит. Anumanta upadranoa. Но действие которым вы заняты несет за собой результаты соответственно которым вам предстоит либо наслаждаться, либо страдать. Вы захотели что-то от Kanea. Вы получили это. Вы захотели украсть что-то. Kanea даст вам соответствующий разум: "Да, ты украдешь. Приходи сюда. Вы приходите и крадете. Это ваша возможность." Но когда вас арестовывают, вы не должны считать за это ответственным Kanea. Вы захотели украсть. Вот вам все средства. Это - все. Итак, это милость Kanea, что Он дает вам все необходимое. Если вы хотите быть вором, то Он даст вам все необходимое, чтобы стать первоклассным вором. И если вы хотите быть преданным, то Он даст вам все чтобы стать первоклассным преданным. Теперь это - ваш выбор. И следовательно страдаем мы также по нашему собственному выбору. Iccha-dvena-samutthena sarge yanti parantapa. Мы хотим что-то иметь или мы ненавидим что-то. Kanea дает нам все необходимое для этого, но мы несчастливы. Действуя по собственным соображениям мы всегда ошибаемся. В противном случае мы были бы счастливы. Представьте, что кто-то захотел бы: "Хочу иметь один crores рупий." "Хорошо, у тебя есть это. Вот тебе один crore рупий." Но после того как вы получили этот один crore рупий вы все равно несчастливы. Эти американцы, они стали самой богатой страной в мире. Они стали самыми богатыми. Но их дети – несчастливы. Они становятся хиппи. Их отцы также несчастливы, поскольку его сын потерялся. Правительство очень взволновано и оно поставлено в тупик: "Как удовлетворить этих юношей?" И следовательно до тех пор пока мы хотим что-то для нашего удовлетворения чувств, не служа Kanea - мы вынуждены страдать. Это - факт. Во всех различных способах удовлетворить чувства мы должны страдать. И следовательно Kanea очень милостиво, наиболее сокровенно... Sarva-guhyatamam. Kanea говорит Arjuna: "Я говорю тебе о наиболее сокровенных вещах." О чем? Sarva-dharman parityajya mam ekaa caraeam [Bg. 18.66]. "Это – тайна тайн. Не пытайтесь сделать, что то тем или иным образом самостоятельно. Это - тайна. Просто предайтесь Мне." Ahaa tvaa sarva-papebhyo moknayinyami: "Я даю тебе гарантию. Даже если ты совершил так много греховной деятельности и страдаешь от ее последствий. Но если ты предаешься Мне, то Я предоставляю тебе всю защиту. Я гарантирую тебе это." Ma cucau: "Не беспокойся ни о чем." Почему не избираете этот путь? Это - путь. Vineu-cakti. Мы - visnu-caktis, para, para-cakti, cit-cakti. Но мы - не caktiman. Caktiman - Kanea, а мы - cakti. И когда мы начинаем думать: "Я – caktiman. Я могу делать то-то и то-то." - Это - avidya. Это - avidya. Есть другое cakti, avidya, avidya-cakti. Это - avidya-cakti. Живые существа не могут считать себя Kanea. Kanea никогда не покрыт этой avidya. Если например я... [break]...   ….облако закрыло ваши глаза. Вы говорите: "Облако закрыло солнце." Но это бессмыслица. Солнце очень, очень, очень и очень большое. Что такое для него это облако? Может быть они имеет сотню миль размер. Но солнечный шар - четырнадцать lakhs... [break]...   …….это корректировать? Итак как облако, имея сотню миль в размере может закрыть солнце? Это - глупость, также как: "Бог покрыт maya." Нет. Бог никогда не может быть покрыт maya. Но мы - частицы Бога, мы можем быть покрыты maya. Jeva покрывается maya, но не Бог. Mayaa ca tad-apacrayam. Как например когда восходит солнце, то сразу темнота уходит, но в  стороне все равно остается тень. Тень это - maya. У нее нет фактического существования. Она просто препятствует солнечному свету. И следовательно это тень. Maya не имеет самостоятельного существования. Также как при посредстве солнца появляется тень. Аналогично, эта avidya, когда вы забываете о Kanea, это - avidya. Это - также творение Kanea. Но поскольку вы хотите забыть Его, то следовательно Он покрывает вас этой avidya. Avidya-karma-saajia anya. Это другая энергия Kanea, она известна как avidya, или тьма, она покрывает вас. И каковы симптомы этой avidya? Karma-saajia. Karma-saajia означает, что вы должны работать упорно и тяжело. Те, кто покрыты avidya, они работают круглосуточно. А те, кто не покрыты avidya, они всегда в зависимости от Kanea. В действительности все находятся в зависимости от Kanea. Eko bahunaa vidadhati kaman. Все, чем вы пользуетесь для удовлетворения ваших чувство - это поставляется Kanea. Вы не можете создать ничего. Но под avidya, он думает: "Я создаю."   prakateukriyamaeani gueaiu karmaei sarvacau ahaikara-vimuohatma kartaham iti manyate  [Bg. 3.27]   Он думает таким образом. И следовательно: avidya-karma-saajia anya tateya caktir inyate. Есть другое cakti. например солнце это - свет, сияние, и солнечный свет является энергией солнца, он легок, светел. И следовательно Kanea - sac-cid-ananda-vigrahau [Bs. 5.1]. Его энергия - также cit-ananda, sat-cid-ananda. И Он говорит: vineu-caktir para. Para означает высшее или духовное. Kanea - духовен и Его cakti, также и этот материальный мир. В действительности на более высоком уровне понимания не существует никакой материальной энергии. Это только покрытие. Например солнечный свет, когда он закрывается облаком то этого света как бы нет, то есть этот свет не доступен нам из-за этого покрытия материей и мы не можем здесь непосредственно чувствовать энергию Верховной Личности Бога. Мы забываем. И следовательно так много людей, которые покрыты этой материальной энергией говорят: "Нет Бога" или "Бог – мертв." "Вы – Бог. Я – Бог." "Бог нищенствует на улице." так много теорий о Боге. Это является следствием нашего покрытого знания о Боге. Трудность в том, что мы не следуем наставлениям castras и следовательно мы в иллюзии. Как я уже говорил несколько дней назад, поскольку мы забыли о Kanea  с времен незапамятных, то следовательно эти книги являются средством вспомнить о Нем.   ataeva kanea veda puraea karila anadi bahirmukha jeva kanea bhuli gela   Bahirmukha. Bahirmukha означает тех, которые пытается стать счастливым при помощи этой материальной энергии. Они называются bahirmukha. Na te viduu svartha-gatia hi vineua duracaya ye bahir-artha-maninau [SB 7.5.31]. Это - их заблуждение, их ложные надежды. Они надеются вопреки всем надеждам. Вы видите? Все пытаются быть очень счастливыми на индивидуальном уровне, на национальном уровне, но этого не приходит. Sukhera lagiya, ei ghara bhandinu, agune puriya gelo. Закон материальной природы в том, что здесь постоянно пылает обжигающий огонь. Tal labhyate duukhavad anyatau sukham. Bhagavata говорит: "Почему вы так жаждете этого материального счастья? Если вам суждено получить некоторое определенное количество счастья, то у вас несомненно будет это. Нет необходимости в ваших попытках достичь его." "Почему? Все пытаются. Я также буду пытаться." Нет. Tal labhyate duukhavad anyatau sukham. Например вы совсем не хотите несчастий. Почему тогда несчастья приходят? Почему тогда все эти несчастья так мучают вас? Так много людей приходят к нам: " Swamije, я в несчастном условии таким то  и таким то образом." Но он никогда не хотел этого несчастья. Почему тогда это пришло к нему? Аналогично, Bhagavata говорит: "Когда несчастья приходят без вашего приглашения, аналогично и ваше счастье также придет без вашего приглашения, не следует его так жаждать. Это уже гарантировано вам." Поскольку вы по находитесь под законом природы - prakateu kriyamaeani gueaiu karmaei [Bg. 3.27] – то это придет. Итак не следует стремиться к несчастьям не следует стремиться к так называемому счастью. Бог... [break]...   ……вещи управляемы. Prakateu kriyamaeani. Не думайте, что это вы управляете. Это управляется законами природы. Все имеет свое предназначение. Это называется adanoa. Вы не можете видеть этого, adanoa. Видение означает Danoa, a означает нет. И следовательно единственное дело человека – это культивировать сознание Kanea. Это - единственное дело человеческого общества. И есть огромные возможности. И процесс этот очень прост. Почему вы теряете эту возможность? Не делайте этого. Ceto-darpaea-marjanaa bhava-maha-davagni-nirvapaeam [Cc. Antya 20.12]. Здесь Caitanya Mahaprabhu снова говорит:   yaya knetra-jia-caktiu sa venoita napa sarva-ga saasara-tapan akhilan avapnoty atra santatan   Эта avidya, avidya - это материальная энергия, покрывает меня точно облако. И это облако может покрывать в различной степени, человек... Например вы все когда то путешествовали в какой то горной местности. Облако покрывает... [break]...   ….очень неясный и смутный, и когда вы поднимаетесь выше этого облака, то сразу же вы видите солнечный свет. Таковы различные степени этого покрытия... Аналогично, эта avidya или maya покрывает нас в различной степени, в различных качествах. Maya имеет три качества. Gueamaye, maya, Bhagavad-geta говорит: Daive hy ena gueamaye [Bg. 7.14]. Gueamaye означает три модуса материальной природы: sattva, tamau, rajau. Yaya knetra-jia-caktiu sa venoita napa sarva-ga. Эта venoita... Или вы покрыты гуной благости или вы покрыты гуной страсти или вы покрыты гуной невежества. Итак гуна благости, хороший человек находящийся в этой материальной гуне..., он также покрыт. Он думает о себе: "Я очень учен. Я не имею ничего общего с ними." или "Я теперь реализовал Бога. Я стал Богом, Narayaea. Я стал Narayaea." Это также покрытие maya. Он говорят подобно этому, что они стали Богом, но, это также другое покрытие. Конечно, он выполняет очень жестко все принципы Vedic. Aruhya kacchreea. Kacchreea означает очень серьезную аскезу. Эти sannyases следуют принципам Caikaracarya, они строго следуют очень строгой аскезе, они спят прямо на голой земле и принимают три раза омовение на лютом морозе и у них нет даже kamaeoalu, ничего более, они спят прямо на голой мерзлой земле каких либо постельных принадлежностей, такая серьезная аскеза. Они подвергаются очень и очень серьезной аскезе. Почему? Для того чтобы достичь реализации Brahman: aruhya kacchreea paraa padam [SB 10.2.32] Paraa padam - это безличное сияниеe Brahman. Но patanty adhau, они падают. Просто посмотрите. После такой серьезной аскезы они поднимаются до brahma-pada, но они снова падают. Например вы знаете столь многих известных Mayavade sannyases, очень известных ученых, они полагают... Они предполагают, что реализовали Brahman, но после нескольких дней они приходят в политику. Возможно вы знаете это. Так много sannyases потерпели неудачу завязнув в этих политических делах. Почему? Если бы вы действительно реализовали Brahman, brahma satya jagan mithya, то почему вы вновь смешиваетесь с материей в этом материальном мире? Это означает, что у него нет истинной реализации. Aruhya kacchreea. Он пришел к положению реализации Brahman, но поскольку он не имеет информации о Верховной Личности Бога, nirakara-vade, он падает. Aruhya kacchreea paraa padaa tatau patanty adho anadata-yunmad-aighrayau [SB 10.2.32]. Они не интересуются этим поклонениеем в bhakti-marga. Они говорят: "О, все эти вещи предназначены для более низкого класса людей или невежественных людей, необразованных. Bhakti-marga – для необразованных людей." Их заявления похожи на это. Но на самом деле это они необразованны. Они не знают что такое настоящее образование. И следовательно Bhagavad-geta говорит: "После многих и многих рождений проведенных в таком развитии знания, когда человек действительно становится мудр..." Bahunaa janmanam ante jianavan [Bg. 7.19]. Что же он делает? Maa prapadyate: "Он предается Мне…" Kanea говорит: "…предается Мне..." Как он предается? "Поскольку после многих и многих рождений в развитии знания, он может понять vasudevau sarvam iti [Bg. 7.19], Kanea - вершина этого знания."   maya sarvam idaa tataa (jagad) avyakta-murtina mat-sthani sarva-bhutani jiatva maa cantim acchati   Эти вещи описаны в Bhagavad-geta. Итак, это движение сознания Kanea очень авторитетно, научно и принято всеми людьми во всем мире. Так почему бы не принимать это сознание Kanea в этой стране? Почему вы забыли о сознании Kanea? В чем причина? Kia punar brahmaeau pueya [Bg. 9.33]. Kanea говорит: maa hi partha vyapacritya ye ’pi syuu papa-yonayau. “Papa-yoni – это люди класса mleccha, yavana, caeoalas." Kanea говорит: "если mleccha, yavana и caeoalas принимают…." maa hi partha vyapacritya, te ’pi yanti paraa gatim, "они также становятся пригодными для того, чтобы быть поднятыми на самую высшую ступень жизни." Kia punar brahmaeau pueya [Bg. 9.33]. Если mlecchas, yavanas и caeoalas принимают это и они развиваются до самой высшей ступени жизни, то почему тогда не brahmaeas и knatriyas в Индии? Почему они будут отставать? Итак присоединяйтесь к этому движению и будьте счастливы. Это – наша просьба к вам. Благодарю вас всех за внимание.