====== Лос-Анджелес, 8 мая 1970 ======   Prabhupada: "Человек который видит все связанным с Верховным Господом и видит все существа как Его составные части, кто видит Верховного Господа во всем, находится уже в духовном мире." Это - уровень maha-bhagavata. В процессе преданного служения есть три ступени. В начале, идет ступень неофита, начинающего. Начинающие сконцентрированы на поклонении Божествам. Это очень важная вещь для развития преданности.   arcayam eva haraye (pujaa) yas tu craddhayehate na tad-bhaktenu canyenu sa bhaktau prakatau smatau   Prakatau означает с материальной платформы. Человек поднимается до духовной платформы через этот этап, человек учится поклонению Божествам с большой верой и преданностью, следуя регулирующим принципам. Но на ступени неофита: na tad-bhaktenu canyenu, он, преданный неофит, он не может понять, разницу между продвинутым преданным и неофитом, а также он не обладает правильным отношением к невинным. Он не может различать. Na tad-bhaktenu canyenu sa bhaktau prakatau smatau. Этот преданный - неофит почти материалист. Затем идет следующая ступень, он начинает испытывать отношения дружбы с Господом и осуществляет служение на этом уровне. Он достаточно разумен, чтобы быть милосердным к невинным и отвергать атеистов. Четыре типа людей. Те, кто с любовью служит Kanea и необходимо стремиться к общению с такими преданными Kanea. Те кто с отношением дружбы служит Kanea. Те кто невинен, им необходимо проповедовать эту Hare Kanea mantra и пытаться привлечь их к Kanea. И наконец четвертый класс, атеисты, с ними не следует общаться ни в коем случае. Не следует им пытаться проповедовать. Это безнадежно. Они безнадежны. Для человека не очень продвинутого это все существенно. Но когда человек находится на более высокой ступени преданного служения… Эта  система объясняется здесь:   yas tu sarvaei bhutany atmany evanupacyati sarva bhutenu catmanaa tato na vijugupsate   Он не различает, кто - преданный, кто - непреданный, кто - атеист или теист, или, кто... Таким образом, он видит все, как составные части Верховного Господа. И все служат... Тот, кто страдает, он также может служить, поскольку... Это подобно заключенному. Заключенный, он также служит правительству, но насильно. И следовательно тот, кто продвинут, даже тех, кто находится в самом отвратительном положении жизни, это maha-bhagavata видит: "O, он также служит." И действительно, он служит. Заключенные, они служат правительству, хотя и насильно, но они служат. Аналогично, те, кто материалист, он также служит. Caitanya Mahaprabhu объяснял эту философию так: jevera svarupa haya nitya kanea dasa [Cc. Madhya 20.108-109]. Живое существо по своей природе вечная слуга Kanea. Делает оно это осознано или нет, это не имеет значения. Он - слуга. Это подобно любому гражданину государства, через закон он вынужден подчиняться правительству. Он может говорить: "Я – сам правительство." Но полиция вынудит его принять это руководство. Так или иначе, человек вынужден принять Kanea как Верховную власть, но разумные люди служат Ему с любовью. В этом разница. Никто не свободен от служения Kanea. Это невозможно. И потому философия Caitanya Mahaprabhu - это существо как вечная слуга. Или вы принимаете или вы не принимаете, но вы слуга в любом случае. Вы не никогда не можете быть равны или больше, чем Бог. Итак, это движение сознания Kanea предназначено для этой цели, чтобы люди смогли понять, что: "Я - вечный слуга Бога. А не Бог. Мы все равно служим Богу. И в моих интересах делать это добровольно." Например этот Hiraeyakacipu. Он ненавидел и отрицал Бога, но Бог пришел в последний момент, момент его смерти. Вы видите? Аналогично, Бог может предстать для атеиста как смерть, а для теиста как любимый. В этом разница. Все видят Бога. Никто не может сказать: "Я не вижу Бога." Все видят Бога. Но один человек видит Его как смерть, а другой человек видит Его как любимого. В этом разница. Воспевайте Hare Kanea.