====== Сидней, 12 мая 1971 ======     (kertana) Prabhupada:...очень симпатичные юноши. Почему вы не присоединяетесь к нам в воспевании Hare Kanea? Это очень трудно? Вы пытались воспевать? Hare. Скажите Hare. Аудитория: Hare. Prabhupada: Еще раз воспеваете Hare. Аудитория: Hare. Prabhupada: Kanea. Аудитория: Hare. (Prabhupada воспевает вместе с ними всю mantra) Prabhupada: Здесь всего три слова: Hare, Kanea и Rama. Это очень трудно? Воспеваем снова. Hare. Аудитория: Hare. Prabhupada: О, вы не можете воспевать? Вы все немые? (смеется) Как это? Воспеваем, Hare! Аудитория: Hare! Prabhupada: Kanea! Аудитория: Kanea. (Prabhupada снова воспевает с ними всю mantra) Prabhupada: Три слова и вы не можете воспевать? О, я очень удивлен. Hare, Kanea и Rama. Вы знаете кто такой Бог? Может ли кто-то из вас встать и сказать мне кто такой Бог? Благодарю вас. Проходите сюда. Да (аплодисменты и смех). Вы знаете кто такой Бог? Мальчик: Да. Бог - это самореализация и Бог проявляется в бессознательном состоянии. Prabhupada: Благодарю тебя. (аплодисменты) Нет, нет. Не уходи. Не уходи. Бог... Как это? Как ты сказал, Бог… ? Бог...? Мальчик: Самореализация. Prabhupada: Самореализация. Объясни-ка, что такое самореализация? Мальчик: Проявление сил бессознательного ума и видение самого себя... Prabhupada:Немного подумай, что это значит бессознательный ум? Мальчик: Ум находится не в обычном состоянии. Prabhupada: Ты говорил: "Бессознательный ум." Ты только что сказал мне: "Бессознательный ум." – ум бывает бессознателен? Мальчик: Близко к этому. Prabhupada: Что он сейчас сказал? Bali-mardana: "Близко к этому." Prabhupada: Ум не бывает таков. Он никогда не бессознателен. Ум ни одного единственного мгновения не бывает бессознателен. Когда ты спишь, когда все твои конечности не работают, ум продолжает работать. И следовательно когда мы спим, то мы видим сны. Он всегда действует. Ум никогда не бывает бессознателен, ни одного мгновения. Но ты должен понять, что же это такое - сознание. Мальчик: Я не говорю о сознании. Вне сознания. Prabhupada: Если ты не знаешь, что такое сознание, то как ты можешь понять, что такое вне сознания? Мальчик: Это противоположно сознанию. Prabhupada: Беспамятство – это просто противоположная сторона сознания. Ты должен объяснить что же такое - сознание. Тогда мы сможем понять вне сознания. Мальчик: Я не говорил "беспамятство." Я сказал "бессознательное." Prabhupada: Да. Бессознательное означает негативная сторона сознания. Итак, ты должен объяснить что это такое - сознание. И тогда мы сможем понять, что такое - бессознательное. Мальчик: Сознание... Prabhupada: Да. Мальчик:...- когда вы можете думать. Беспамятство – это когда вы не можете думать. Prabhupada: Да. Но нет такого положения когда бы ты не думал. Мальчик: Когда вы например в коме. Prabhupada: Когда... Нет такого положения когда бы ты не думал. Ты думаешь о чем-то всегда. Это – наше положение. Мальчик: Вы не можете думать когда вы в коме или когда вы мертвы. Prabhupada: Разве ты можешь вспомнить когда ты мертв. Попытайся понять, что такое сознание и тогда ты поймешь, что что такое беспамятство. Сознание распространяется по всему телу. Положим я сейчас ущипну любую часть твоего тела и ты сразу же чувствуешь некоторую боль и это называется сознание, любая часть твоего тела. Но это сознание - индивидуально. Ты можешь испытывать боль или удовольствие твоего тела и твой друг также может испытывать боль и удовольствие его тела. Я могу ощущать боль и удовольствие своего тела. Итак, это чувство боли и удовольствия – это сознание. Но другая вещь, в том что я не могу чувствовать боли и удовольствия твоего тела, никак, а ты не можешь испытать боль и удовольствие моего тела. Следовательно наше сознание – индивидуально, мое сознание индивидуально. Но есть также другое сознание, которое может испытывать боль и удовольствие твоего тела и которое может испытывать боль и удовольствие моего тела. Об этом говорится в Bhagavad-geta. Вы слышали это название - Bhagavad-geta? Слышал кто-то из вас? Мальчик (2): Да. Prabhupada: Кто там рассказывает? Пожалуйста проходи сюда. Благодарю тебя. Это очень хорошо. По крайней мере один из вас знает что такое - Bhagavad-geta. Не уходи, не уходи. Пожалуйста проходи сюда. В Bhagavad-geta говорится об этом: knetra-knetra-jiau. Две эти вещи там описываются. Knetra – это значит это тело и knetra-jia означает знающего это тело. Это индивидуальное ”я”. Я знаю этот свой палец, эту мою ногу, эту мою голову. И следовательно я – знающий, и соответственно эта нога является моим телом. Разве не об этом говорится в Bhagavad-geta? Мальчик (2): К сожалению я не знаю Bhagavad-geta очень хорошо. Prabhupada: Хорошо. В Bhagavad-geta, в тринадцатой главе ты можешь найти это описание: тело и знающего тело. Как например мы сейчас обсуждали твое тело, мы обсуждали твой палец. Ты понимаешь на основе этого обсуждения, что это твой палец. Когда я думаю об этом пальце, то я знаю, что это - мой палец. Когда я думаю об этой ноге, то я думаю: "Это - моя нога." Но я не думаю про твой палец как про мой палец. Это знающий, то есть личность, и он не знает все, лишь только до некоторой степени он знает свое тело. Я не знаю своего тела в целом. Допустим я ем что-то. Как это съедобное вещество превращается в секрецию витаминов и как оно распространяется по всему телу и поставляет этому телу энергию? Или возьмем в качестве примера, У меня есть волосы, но я не знаю сколько у меня волос, сколько я их имею? Это не так? Можешь ли ты посчитать свои волосы, сколько волос у тебя? Итак, так много подобных вещей мы не знаем даже и о нашем теле, хотя я при этом полагаю: "Это - мое тело." Но есть другое живое существо. Это – Верховное Живое Существо, Kanea. Он говорит: "Я знаю всех и все их тела." Ksetra-jiaa capi maa viddhi sarva-knetrenu bharata. Это - стихи. Ksetra-jia означает знающего тела. Вы - личность знающая свое тело, я - также индивидуально знаю свое тело. И все мы – знающие свои собственные тела. Но есть другая личность которая говорит: "Я знаю всех и все тела." Knetra-jiaa capi maa viddhi sarva-knetrenu bharata. Он известен как Paramatma. Индивидуальности же подобные нам зовутся atma, или духовные души. (в сторону: Вы можете сесть на скамейке). Да. Индивидуальная душа называется atma. Но есть другая душа, Сверхдуша. Она называется Paramatma. Paramatma – это Бог. Paramatma – это Бог, но atma и Paramatma, оба знающие. Оба знающие. Как например я знаю что-то о моем теле или например я знаю что-то об этом мире. Аналогично, есть другая atma, Верховная atma, который знает все об этом мире. Его называют Богом или Paramatma или Kanea, все имена - это Он...,  на различных языках. Итак Бог - также знающий и вы - также знающий. В этом отношении вы - едины с Богом. Поскольку Kanea или Бог – знающий и вы также - знающие. Но вы знающие с очень ограниченной сферой своего знания, а Он знающий неограниченно, все. Это - различие. Итак попытайтесь понять Paramatma и jevatma. Jivatma очень мала, а Paramatma, или Бог – безгранично велик. Это то, что вы все знаете, каждый из вас. Вы часто говорите: "Бог – велик." Но как Он велик это то, что мы не знаем. Это то, что мы должны узнать. Это называется сознание Бога или сознание Kanea. Все говорят: "Бог велик. Бог всемогущ. Бог – всемогущ." Но мы не знаем, как Бог велик, как Бог всемогущ, как Бог всемогущ. Это то, что мы должны узнать. И это - прерогатива, это - специальная возможность для человека. Животные, они не могут понять кто такой Бог, как Бог велик, как Бог всемогущ. Но человек, если он попытается, если он обращается к книгам знания подобным Библии или Bhagavad-geta или аналогичным Священным Писаниям, то он может узнать кто такой Бог, насколько Он велик, насколько Он всемогущ и какова наша связь с Богом. Мы должны узнать также о нашей связи с Богом. И это также установлено в Bhagavad-geta. Наша связь с Богом в том, что мы все - составные части Бога. Например у нашего отца может быть очень много детей и все они - продукты отцовского тела, аналогично, Бог - Верховный Отец, Он имеет также безгранично много детей и вы это - одни из них. Следовательно вы - составные части Бога. Это установлено в Bhagavad-geta:   mamaivaaco jeva-bhutau jeva-loke sanatanau manau nanohanendriyaei prakati-sthani karnati  [Bg. 15.7]   Kanea говорит: "Все эти живые сущности, они все  - Мои составные части, но под влиянием материального ума они очень упорно и тяжело борются в пределах этого материального мира." Manau nanohanendriyaei prakati-sthani karnati [Bg. 15.7]. Эта борьба за существование человека является следствием его недостатка, его отсутствия знания о Боге. Он не знает, как Бог велик. Нет никакого образовательного учреждения во всем мире где бы обучали этой науке, как Бог велик, как Он всемогущ, тому, что я - слуга Бога. Эти вещи не преподаются сегодня. Но когда мы забываем о нашей вечной связи с Богом, то мы становимся подвержены тройственным несчастьям материального существования. Возьмем в качестве примера... Например гражданин Австралии. Он подчиняется законам Австралии. Но если он говорит: "Меня не интересует правительство." Он сразу же ставится вне закона и иногда он становиться преступником и его помещают в тюремную жизнь. В тюрьме также, он должен соблюдать законы правительства, как и за пределами тюрьмы человек должен соблюдать законы правительства. Но за пределами тюрьмы граждане соблюдают законы правительства добровольно, а в тюрьме преступники которые игнорируют законы правительства вынуждены соблюдать эти законы принудительно. Итак когда мы игнорируем законы Бога то нас помещают в тройственные несчастья материальной жизни. Это и называется материальным существованием. И когда мы соблюдаем законы Бога, то соответственно - мы счастливы. Мы должны осознать этот факт. И религия означает соблюдение законов Бога. На санскрите это говорится: dharmaa tu saknad bhagavat-praeetam [SB 6.3.19]. Dharma, или религия, это означает - законы Бога. Законы Бога.  Как например закон не может быть выдуман каким то человеком, законы – это предписания правительства, аналогично, религиозные принципы они созданы Богом. Безбожники не интересуются религией, но те, кто здравомыслящие люди, преданные, преданные Бога, они соблюдают эти законы Бога и они счастливы. Например в вашей Библии есть заповеди. И человек должен соблюдать эти заповеди и тогда он будет счастлив. И если человек не подчиняется заповедям Бога, то  соответственно он становится несчастен. Итак, это наше движение сознания Kanea не является каким то сектантским движением. Мы пытаемся привести людей к сознанию Бога. Поскольку если человек не приходит к сознанию Бога, то он не может быть счастлив. Это - факт. Он становится несчастен, и не соблюдая законы Бога, он становится преступником подлежащим столь многим проблемам наносимым законами этой материальной природы. Итак, эти вещи должны быть усвоены с самого начала. Как сказано в Cremad-Bhagavatam, kaumaram acaret prajio dharman bhagavatan iha. В каждой школе и любых учебных заведениях, эти законы Бога должны преподаваться детям. И тогда в будущем они смогут жить благочестиво и стать сознающими Бога и их жизнь будет спокойной и успешной. И поскольку сейчас этому не учат в школах и колледжах... У меня есть некоторый опыт путешествия по западным странам. Особенно в Америке, у них есть так много хороших организаций больших, очень больших университетов. К несчастью, в настоящее время они производят там хиппи. И это очень неблагоприятно. В каждой школе и колледже сознание Бога должно преподаваться ученикам. Неважно, независимо от того Библия это или Коран или Bhagavad-geta. Там везде есть знание о сознании Бога. Это преподавание должно проходить в каждой школе и колледже, чтобы дети с самого начала могли понять кто такой Бог, как Он велик, как мы связаны с Богом и как нам следует правильно жить. Итак, это наше движение сознания Kanea учит всем этим вещам. Не думайте, что это какая то очередная сектантская религия. Мы делаем людей сознающими Бога. Это не имеет значения к какой религии вы можете принадлежать. Мы хотим видеть независимо от этого насколько вы стали действительно сознающими Бога. Наша Bhagavata говорит: sa vai puasaa paro dharmo yato bhaktir adhoknaje [SB 1.2.6] - "Та религиозная система действительно является системой высшего класса в которой человек обретает сознание Бога или любовь к Богу." Это самая первоклассная религия. Это не имеет значения независимо от того христианская это религия или религия индусов или религия мусульман. Если следуя этим принципам религии человек продвигается в сознании Бога, то это первоклассная религия. Это - наш девиз и потому мы проповедуем повсюду в мире. Итак, я почему то не вижу ваших учителей здесь. Я попросил бы их, чтобы они начали обучать вас с самого начала сознанию Бога. И тогда вся ваша будущая жизнь будет очень мирной, процветающей и успешной. Благодарю вас всех. Hare Kanea. (аплодисменты) (kertana)