====== Глава 76. Вамана пурана ====== Пуластья сказал: Когда царство трёх миров перешло к данавам, Пурандара, господин Шачи, вместе с богами отправился в обитель Брахмы. Здесь увидел он владыку богов Брахму и отца своего Кашьяпу, сидящими среди риши. Индра с сонмом богов, склонил главу пред Брахмой, Кашьяпой и всеми риши, богатыми подвижничеством. И молвил Индра Прародителю, защитнику богов: "О Дед, могучий Бали лишил меня царства". Брахма сказал: "О Шакра, пожинаешь ты плоды совершенного ранее". Шакра спросил: "О повелитель, какое же злодеяние было мною совершено?" Кашьяпа также молвил: "О царь богов, ты убил зародыш. Зародыш во чреве Дити был силой разрублен тобой на куски". Повелитель богов сказал отцу: "О Господин, сделано это было из-за ошибки матери, поистине разрублен был зародыш, так как она была нечиста". На то Кашьяпа ему ответил: "Действительно, из-за ошибки матери попал зародыш в рабское состояние, но хотя он и был рабом, своей ваджрой ты причинил ему вред". Выслушав слова Кашьяпы, спросил Шакра Деда: "О Господь, подскажи мне, каким образом избавиться мне от грехов и обрести избавление". Брахма, Васиштха и Кашьяпа ответили владыке богов (Индре): "Как для всего мира в целом, так и для Индры в частности, Господином является Пурушоттама, Мадхава, тот, кто держит раковину, чакру и палицу. Тебе следует искать у Него прибежища, Он укажет тебе всё, что нужно". Тысячеокий, выслушав слова старших, спросил: "Можно ли за короткое время достигнуть великого процветания?" Боги ответили: "Да, на земле можно достигнуть великого процветания за короткое время". После таких слов Виринчи (Брахмы),сына Маричи, Кашьяпы, сына Митры и Варуны (Васиштхи) Индра немедленно ушёл и остался пребывать на земле. Он находился в повсеместно известной тиртхе к северу от Каланджары, к югу от Гималаев, к востоку от Кушастхалы, к западу от Васупуры. Там была совершена Ашгвамедха с дакшиной сто раз, Манушьямедха (жертвоприношение человека) – тысячу раз, повсеместно известное жертвоприношение Махамедха, которое трудно выполнить как богам, так и асурам, которое в древности совершил царь Гайя. Это место, где Бхагаван Мурари, обладающий благим обликом, будучи непроявленным, явил себя в виде стража и стал известен он как Гададхара. Это было место, где даже наилучшие из дваждырождённых, лишённые знания Вед и шастр, достигают единения с Делом (Брахмой), где того, кто почитает своих питаров с преданностью, сосредоточившись разумом, обретает бесконечный плод жертвоприношения Махамедха милостью Бхагавана, где великая река, превосходнейшая из дочерей божественного риши, придя к Химавату в облике вод, освобождает мир, только увидевший, испивший её вод, совершивший в ней омовение, от грехов". Придя туда, построил Шакра ашрам на восхитительном берегу этой великой реки, чтобы жить там и почитать Господа. Предавался Тысячеокий подвижничеству, совершая омовение рано утром, лёжа на земле, ел он особо предписанную пищу только один раз в день и воспевал Гададхару. И так прошёл один год, когда предавался Индра подвижничеству, стойко обуздав свои чувства, изгнав похоть и гнев. И, милостивый, молвил Васаве Гададхара, о Нарада: "Умилостивлен тобою Я, и сейчас очистился ты от греха. О царь богов, много времени пройдёт, но получишь обратно ты своё царство. Поступлю Я таким образом, что благоденствие вернётся к тебе, о Индра!" После того как Гададхара сказал ему это и отпустил его, Индра совершил омовение в реке Манохара. Когда Владыка погрузился в воду, его грех в облике человека молвил ему: "Повелевай же мною". И сказал Индра этому существу ужасных деяний по имени Пулиндас: "О Пулиндас, тот, кто живёт между главных гор, Гималаи и Куланджара, тот, кто родился от моего греха!" После того как он сказал это Пулиндасу, царь богов, освободившийся от греха, почитаемый богами, сиддхами и якшами, направился в ашрам своей матери, почитаемую обитель дхармы. Увидев Адити, подошёл он к ней, склонив голову и сложив на голове руки. Поклонившись ещё стопам, сияющим изнутри как лотос, поведал он ей о своём подвижничестве. Обнюхав голову этого владыки, обняв его с радостью, бросив на него милостивый взор, спросила она его о причине его подвижничества. Он поведал ей о поражении, которое потерпел он с сонмом богов и небожителей от рук Бали. Выслушав его и поняв, что потерпел он поражение от сынов Дити, опечалилась она. Полная скорби, искала она прибежище у Превосходнейшего, Восхваляемого Вишну. Нарада сказал: О благой, поведай же мне, где мать богов поклонялась Бесконечному и Изначальному Хришикеше, Источнику подвижного и неподвижного, Древнему. Пуластья сказал: Увидев несчастного Шакру, побеждённого владыкой данавов, мать богов зажгла огни, соблюдала пост, ожидая в прибежище владыки богов, на седьмой день светлой половины, когда солнце находится в созвездии Макара, узрела Бога, Владыку богов, восходящего на небеса на востоке в благоприятный день. Адити сказала: Слава Тебе, о Похититель сокровищницы очарования лотоса! Слава Тебе, ось трёх круговоротов смертей и рождений! Слава Тебе, Огонь, топливом которому служат грехи! Слава Тебе, тому, кто останавливает поток злодеяний! Поклонение, поклонение Тебе! Поклонение Тебе, о Бхаскара (Солнце)! Поклонение Тебе, имеющему божественный облик! Поклонение Тебе, о Повелитель благоденствия (Лакшми) трёх миров! Поклонение Тебе, Ты источник подвижного и неподвижного, Ты благодетель, защити же меня Ты, тот, кто обладает множеством обликов! О Повелитель мира! О Благодетель, пронизывающий всю Вселенную! Из-за Тебя Шакра потерял своё царство и был повержен врагом, потому пришла я искать у Тебя прибежища. Молвив это, богиня ради блага Махендры умастила Того, кому поклоняются боги, красной сандаловой пасты и совершила ему подношение цветами каравира. Вместе с благовониями предложила она Ему божественную пищу – яства, смешанные с гхи. Она воспела его полными религиозных заслуг гимнами и оставалась рядом с Господом, не принимая пищу. На второй день, поклонившись Ему, совершив омовение согласно предписаниям, почтила она его. Одарила она брахманов золотом, кунжутом и топлёным маслом, и тогда встала она смиренно пред Господом. Когда Он был умилостивлен, Он, сверкающий, выйдя из солнечного диска, встал пред нею и молвил такую речь: "О Дщерь Дакши! Доволен Я твоим обетом. Несомненно, получишь ты то, чего желаешь, то, что труднодостижимо, Моей милостью. О Богиня, о Мать богов! Я отдам царство твоим сыновьям и уничтожу данавов, после того как обрету рождение из чрева твоего". О брахман, услышав слова такие Васудевы, мать богов, постоянно дрожа, сказала Источнику богов: "Как же смогу вынести я в чреве своём Тебя, Того, кто не может быть рождён, в чьём животе находится вся Вселенная, все подвижное и неподвижное? О благодетель! Кто может вынести Тебя? Ты поддерживаешь три мира, в Твоём животе находятся семь океанов с семи горами. Потому, о Джанардана, сделай же так, чтобы Шакра снова стал царём богов, а я не была постоянно несчастной". Вишну сказал: О наделённая великой долей, поистине не может родить меня никто из богов и асуров, но, госпожа, явлюсь Я из Твоего чрева. Силой своей йоги буду держать Я Себя, мир, горы, тебя вместе с Кашьяпой, о госпожа, не грусти понапрасну. О дочь Дакши, когда рожусь Я из твоего чрева, несомненно, дайтьи лишается жизненной энергии (теджас). Сказав это, о брахман, Бхагаван, победитель врагов, снова вошёл в ещё тело и ещё чрево ради блага Индры. Это семьдесят шестая глава Шри-Вамана-Пураны.