Шри Ишопанишад. Мантра 7.

(10 мая 1970, Лос Анжелес)

йасмин сарвани бхутанй
атмаивабхуд виджанатах
татра ко мохах ках шока
экатвам анупашйатах
Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры,
качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что
может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?
Прабхупада: Теперь этот стих, стих номер 7:
асмин сарвани бхутанй
атмаивабхуд виджанатах
татра ко мохах ках шока
экатвам анупашйатах
Это совершенство сознания Кришны. Экатвам анупашйатах Экатвам анупашйатах. Сознающий Кришну человек видит единство; он видит единство всех живых существ. Как, например, огонь и искры. Хотя разные части огня имеют различные качества свечения, свет воспринимается как единое целое. То же самое, это разнообразие в единстве. Разнообразие означает проявление различных энергий Кришны. Это разнообразие. С другой стороны, единство: Кришна, только Кришна. Сознающий Кришну человек видит единство; он видит единство всех живых существ. Как, например, огонь и искры. Хотя разные части огня имеют различные качества свечения, свет воспринимается как единое целое. То же самое, это разнообразие в единстве. Разнообразие означает проявление различных энергий Кришны. Это разнообразие. С другой стороны, единство: Кришна, только Кришна.
парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
/Вишну-пурана/
Вся вселенная, парасйа брахманах шакти парасйа брахманах шакти. Парасйа, Верховный Брахман, Парамешвара,
ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита 5.1/
- это Его энергия.
Например, огонь. У огня есть много энергий, его особые энергии это жар  и свет. Где бы ни был огонь, там жар и свет. Теперь этот жар не отличен от огня и свет не отличен от оня, но всё равно жар и свет не являются огнем. Из огня исходит жар.  Итак, если вы согреваетесь, если вы получаете тепло  от огня, от самого огня, это не означает, что вы сидите на огне. Но в то же время, это тепло от огня, жар огня не отличен от огня.
Таким образом вам нужно рассматривать всю вселенную. Ничто не отлично от Кришны, но всё равно Кришна не повсюду. Эта философия. Поэтому здесь использовано именно это слово - Ничто не отлично от Кришны, но всё равно Кришна не повсюду. Эта философия. Поэтому здесь использовано именно это слово - виджанатах виджанатах. Виджанатах Виджанатах означает “тот, кто знает”, “знающий то как проявляются вещи”. Если человек понимает, что всё проявляется по такому же принципу как огонь, жар и свет. Огонь - изначальная причина жара и света. означает “тот, кто знает”, “знающий то как проявляются вещи”. Если человек понимает, что всё проявляется по такому же принципу как огонь, жар и свет. Огонь - изначальная причина жара и света.
Подобным образом, всё, что мы видим в этой вселненной, в материальном мире и духовном и мире, духовный мир - проявление внутреннней энергии Кришны, и мы, живые существа, мы - проявление пограничной энергии. духовный мир - проявление внутреннней энергии Кришны, и мы, живые существа, мы - проявление пограничной энергии.
Итак - три энергии. У Него есть безграничное множество энергий. Всё безграничное множество энергий можно подразделить на три основные группы: У Него есть безграничное множество энергий. Всё безграничное множество энергий можно подразделить на три основные группы:
антаранга шакти,
бахиранга-шакти,
татастха-шакти.
Антаранга-шакти означает внутренняя энергия,
бахиранга-шакти означает вешняя энергия
и татастха-шакти означает эти живые существа.
Мы  - шакти; мы  - энергия. Мы не обладаем энергией.
Философы майавади говорят: поскольку энергии не выходят за пределы Брахмана, то они  и Брахман равны. Это - монизм. В соответствии с нашей философией вайшнавизма эта энергия одновременно едина и отлична. Когда мы чувствуем жар, мы понимаем: “О, это огонь”. Но это не означает, что поскольку я ощущаю жар, я очутился в огне. Попытайтесь понять эту философию. Поэтому здесь говориться - виджанатах виджанатах.
Итак, их экатвам, экатвам философов майавади, единство и наше экатвам, единство - немного отличаются. Они говорят, что энергии ложны, Брахман - истинен.
Брахма сатйам джаган митхйа. Мы говорим, что поскольку Брахман истинен, то Его энергии тоже истинны. В этом заключается разница между философией ваишнавов и философией майавади. Мы говорим, что поскольку Брахман истинен, то Его энергии тоже истинны. В этом заключается разница между философией ваишнавов и философией майавади.
Мы не можем сказать, что энергия ложна. Энергия временна; это внешняя энергия временна, а не ложна.
Предположим, нам приходиться страдать. Есть так много видов страданий, относящихся к телу, уму, порождаемых внешними обстоятельствами. Но эти страдания приходят и уходят. Но когда страдание приходит, оно истинно. Мы чувствуем его. Мы не можем сказать : оно ложно. Философы майавади говорят, что оно ложно. Но когда к нему приходят страдания, почему он так обеспокоен? Следовательно, они не ложны. Поэтому используется имено это слово: Но когда страдание приходит, оно истинно. Мы чувствуем его. Мы не можем сказать : оно ложно. Философы майавади говорят, что оно ложно. Но когда к нему приходят страдания, почему он так обеспокоен? Следовательно, они не ложны. Поэтому используется имено это слово: виджанатах виджанатах, “тот, кто знает”. Должно быть совершенное знание, виджанатах виджанатах. Если человек действительно знает вещи так как они есть, то -татра ко мохах, тогда нет иллюзии. Иллюзия существует для того, кто не знает вещи так  как они есть. Если человек действительно знает вещи так как они есть, то -татра ко мохах, тогда нет иллюзии. Иллюзия существует для того, кто не знает вещи так  как они есть.
Татра ко мохах ках шока
/Ишопанишад, мантра 7/
Нет скорби. Если вы совершенно уверены в том, что  нет ничего кроме Кришны и энергий Кришны, то тоже самое, тогда нет моха-моха то есть иллюзии и шока.
Моха и шока, это тоже объясняется в Бхагавад-гите:
брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
/БГ 18.54/
Мы очень стремимся получить вещи, которых у нас нет. Это канкшати канкшати, страстное стремление к чему-либо. И когда вещи потеряны, мы сокрушаемся. Но если мы знаем, что Кришна  -  центр, тогда всё, что мы получаем, приобретаем, выигрываем, то это - желание Кришны. Кришна дал; примите это. И если Кришна забрал это, тогда зачем скорбеть? Кришне захотелось забрать это у меня. О, почему я должен скорбеть? Потому что Но если мы знаем, что Кришна  -  центр, тогда всё, что мы получаем, приобретаем, выигрываем, то это - желание Кришны. Кришна дал; примите это. И если Кришна забрал это, тогда зачем скорбеть? Кришне захотелось забрать это у меня. О, почему я должен скорбеть? Потому что экатвам экатвам, верховное единство, Он - причина всех причин.  Он забирает; Он также дает.
Итак, если вы что-то получаете, используйте это в служении Кришне. И если у вас нет, нечего предложить Кришне, тогда что бы вы ни получили:
патрам пушпам пхалам тойам
/БГ 9.26/
Кришну можно удовлетворять различными способами. Таково значение слова виджанатах виджанатах.
Человек должен обладать полным знанием. Тогда не будет больше скорби и страстных желаний. Это духовный уровень.
брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
/БГ 18.54/
Тогда вы сможете видеть всех на одном уровне, каждого как духовную искру.
На виджугупсате
/Ишопанишад, мантра 6/
Тогда вы не скажете: “О, он - низший; он - выше. Он - разумный; он - глупец”.
Это тоже утверждается в Бхагавад-гите:
пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/
Пандитах означае - ученый. Он - виджанатах виджанатах, тот , кто знает.
Итак, в ведической литературе вы не найдете что-то, не соответствующее Бхагавад-гите, Ишопанишад. Нет. В разных писаниях объясняется то же самое другим языком. Но необходимо искусство как понять их.
Спасибо вам большое.