Мы — представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывание в материальном мире и в материальном теле — это наказание. К примеру, заключенные в тюрьме осуждены правительством, но они составляют лишь незначительную часть всего населения. Все население страны не может оказаться в тюрьме. В тюрьмах содержат только некоторых, неповинующихся закону. Так же и обусловленные души материального мира — лишь малая часть всех живых существ в творении Бога.
В этот материальный мир отправляются те, кто ослушался Бога — нарушил волю Кришны. Благоразумные и пытливые должны задаться вопросом: «Почему я попал в эту обусловленную жизнь? Я не хочу страдать».
Существует три вида страданий, и один из них — страдания, вызванные телом и умом. На Гаваях, напротив моего дома один человек держал животных и птиц, предназначенных на убой. Я приводил этот пример своим ученикам:
«Вот стоят эти животные, и если вы скажете им: Милые, что же вы стоите? Уходите! Вас отправят на бойню», — они никуда не пойдут. У них нет разума«.
Тот, кто не осознает своих страданий и не ищет путей избавления от них, ведет животный образ жизни. Если человек не понимает, что страдает, и думает, что все прекрасно, у него сознание животного, а не человека. Человек должен сознавать, что на этой планете неизбежны тройственные страдания. Еще ему нужно знать, что он обречен на муки рождения, смерти, старости и болезней. Поэтому человек должен искать способа избавиться от них. Вот в каком направлении нужно проводить исследования.
Не успев появиться на свет, мы уже испытываем страдания. В течение девяти месяцев человеческий зародыш находится в стесненном положении в герметической сумке брюшной полости своей матери. Он не в состоянии даже пошевелиться и защищаться от насекомых, которые его кусают. Наконец ребенок рождается, но его страдания продолжаются. Мать, разумеется, заботится о нем, но дитя, несмотря на это, страдает и потому плачет. Ребенок плачет от укусов клопов, от боли в животе, — а мать не знает, как его утешить. Его страдания начинаются еще во чреве матери. Он рождается, подрастает, и его ждут новые страдания. Он не хочет ходить в школу, но его принуждают к этому. Он не желает учиться, но ему задают уроки.
Проанализировав нашу жизнь, мы увидим, что она полна страданий. Так зачем же мы приходим сюда? Обусловленные души неразумны. Мы должны задаваться вопросом:
«Почему я страдаю?» — и если есть средство, которое избавит нас от страданий, то им надо воспользоваться.
С Верховным Господом нас связывают вечные узы. Но каким-то образом теперь мы оказались в материальном мире, исполненном скверны. Поэтому нам необходим метод с помощью которого можно вернуться в духовный мир. Этот метод восстановления нашей связи с Господом называется йогой. Слово «йога» означает «соединение».
Сейчас, разлученные со Всевышним, мы представляем собой величину отрицательную — «минус Бог», но если мы переменим этот знак на плюс, наша человеческая жизнь станет совершенной. Нужно стремиться к этому совершенству на протяжении всей своей жизни, а в момент смерти — оставления материального тела — это совершенство должно быть реализовано. Нужно быть готовым к смерти. К примеру, учеба в колледже занимает от двух до пяти лет, а экзамен служит окончательной проверкой полученных знаний. Успешно сдав экзамен, студенты получают диплом. Изучая предмет жизни, мы тоже должны готовиться к экзамену, который нам предстоит выдержать в момент смерти, и если сдадим его успешно, то перенесемся в духовный мир. Все проверяется в момент смерти.
Как гласит известная бенгальская пословица: что сделано на пути к совершенству, будет проверено в момент смерти. В «Бхагавад-гите» объясняется, что нужно делать в преддверии смерти (покидая нынешнее тело). В следующих стихах Шри Кришна говорит о дхйана-йогах (медитирующих йогах):
 
йад акрашам веда-видо ваданти
вишанти йад йатайо вита-рагах
йад иччханто брахмачарйам чаранти
тат те падам санграхена правакшйе
 
сарва-дварани самйамйа
мано хриди нирудхйа ча
мурдхнй адхайатманах пранам
астхито йога-дхаранам
«Великие мудрецы, знатоки Вед, произносящие омкару и ведущие отреченный образ жизни, войдут в Брахман.
Стремясь к этому совершенству, человек дает обет безбрачия. Теперь Я опишу тебе путь, ведущий к освобождению. Находиться в йоге значит отказаться от привязанности к любой чувственной деятельности. Закрыв все двери чувств, сосредоточив ум на сердце, а жизненный воздух — в верхней части головы, человек погружается в йогу» (Б.-г. 8.11-12).