Шрила Прабхупада. Да, разумеется, если вас один раз обманули, вы становитесь недоверчивым. Но это не значит, что если вас обманули однажды, то будут обманывать всегда. Вы должны найти истинного учителя. Но чтобы прийти к сознанию Кришны, нужно быть либо очень удачливым, либо хорошо осведомленным в этой науке. Из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что действительно ищущих очень немного: манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе. Из миллионов людей, может быть, найдется один, которого интересует духовная жизнь. Как правило, людей интересует еда, сон, совокупление и защита. Разве в этом случае можно рассчитывать на большое число последователей? Нетрудно заметить, что люди утратили интерес к духовному. А почти все, кого это действительно интересует, попадаются на удочку мнимых спиритуалистов. Нельзя судить о движении только по числу его последователей. Если в нем есть хоть один по-настоящему искренний человек, то можно считать, что такое движение имеет успех. Дело не в количестве, а в качестве.
 Репортер. Хотелось бы знать, сколько, по вашему мнению, людей попалось на удочку лжегуру?
 Шрила Прабхупада. Попадается практически каждый. (Смеется.) Здесь нечего считать. Каждый.
 Репортер. То есть тысячи людей, не так ли?
 Шрила Прабхупада. Миллионы. Миллионы обмануты, потому что хотят быть обманутыми. Бог всеведущ. Он может понять ваши желания. Он в вашем сердце, и, если вы хотите быть обманутым, Бог посылает вам обманщика.
 Репортер. Все ли могут подняться на ступень совершенства, о которой вы говорили ранее?
 Шрила Прабхупада. За секунду. Каждый может за секунду достичь совершенства при условии, что хочет этого. Проблема в том, что никто этого не хочет. В «Бхагавад-гите» (18.66) Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - «Просто предайся Мне». Но кто намерен предаться Богу? Все говорят: «Чего ради я должен предаваться Богу? Лучше я останусь независимым». Чтобы предаться, достаточно секунды. Не больше. Но никто не хочет этого - вот в чем трудность.
 Репортер. Когда вы говорите, что многие хотят быть обманутыми, то имеете в виду, что они хотят по-прежнему получать мирские удовольствия и в то же время, повторяя мантру или держа в руке цветок<$Ф>*, достичь духовной жизни? Под этим вы подразумеваете желание быть обманутыми?
 * Намек на философию хиппи (Прим. переводчика.)
 Шрила Прабхупада. Да. Это напоминает рассуждения больного: «Я буду продолжать болеть и в то же время выздоровлю». Это противоречивое утверждение. Прежде всего необходимо получить духовное образование. Духовная жизнь -  это не тот предмет, который можно понять в минутной беседе. По философии и теологии написано очень много книг, но они не интересуют людей. В этом-то и заключается трудность. Например, «Шримад-Бхагаватам» - объемное произведение, и, кроме того если пытаться читать эту книгу, то несколько дней уйдет только на то, чтобы понять одну строчку. «Бхагаватам» описывает Бога, Абсолютную Истину, но людей это не интересует. А если кто-то случайно и проявляет интерес к духовной жизни, то, как правило, хочет получить все быстро и дешево. Поэтому его обманывают. На самом деле жизнь дана человеку для аскезы. Таков путь ведической цивилизации. В ведические времена мальчиков воспитывали как брахмачари; до двадцати пяти лет любая половая жизнь была запрещена. Где сейчас дают такое образование? Брахмачари - это ученик, строго соблюдающий обет целомудрия и подчиняющийся указаниям своего гуру в гуру-куле [школе духовного учителя]. Сейчас в школах и колледжах с самого детства обучают сексу, и двенадцати-тринадцатилетние мальчики и девочки занимаются сексом. Разве они могут жить духовной жизнью? Духовная жизнь подразумевает добровольное совершение какой-либо аскезы во имя познания Бога. Вот почему мы настаиваем, чтобы наши инициированные ученики отказались от недозволенного секса, мясоедения, азартных игр и одурманивающих средств. Без этих ограничений никакая «йогическая медитация» или так называемая духовная наука не будет истинной. Это просто сделка между обманщиком и обманутыми.
 Репортер. Большое спасибо.
 Шрила Прабхупада. Харе Кришна.
 Необходимость
 в духовном учителе
 В феврале 1936 года в Бомбее (Индия) члены уважаемого религиозного общества «Гаудия-матх» были восхищены сильной и яркой речью молодого члена общества, произнесенной им в честь его духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Три десятилетия спустя молодому оратору суждено будет стать всемирно известным основателем и духовным учителем Движения сознания Кришны. Выступление Шрилы Прабхупады является незабываемым подтверждением значения гуру в духовной жизни.
 сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
 кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
 «Богооткровенные писания гласят, что духовному учителю следует поклоняться, как Верховной Личности Бога, и чистые преданные Господа повинуются этому предписанию. Духовный учитель - самый доверенный слуга Господа. Склонимся же в почтении к лотосным стопам нашего духовного учителя».
 Господа, от имени членов бомбейского отделения «Гаудия-матх» позвольте приветствовать всех вас, столь любезно присоединившихся в этот вечер к нашему совместному выражению почтения лотосным стопам учителя всего мира, Ачарьядевы, который является основателем этой «Миссии Гаудия» и председателем-ачарьей «Шри-Шри-вишва-вайшнава-раджа-сабхи». Я имею в виду моего вечного божественного учителя Парамахамсу Паривраджакачарью Шри Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу.
 Шестьдесят два года тому назад в этот счастливый день Ачарьядева явился по зову Тхакура Бхактивиноды в Шри-кшетра Джаганнатха-дхаме в Пури.
 Господа, церемония почитания Ачарьядевы, которую мы проводим сегодня вечером, - не сектантство, потому что, говоря об основополагающем принципе гурудевы, то есть ачарьядевы, мы имеем в виду то, что адресовано всем людям. Мы отнюдь не хотим противопоставить моего гуру вашему или чьему-либо еще. Гуру один, но он является в бесчисленных образах, чтобы учить вас, меня и всех остальных.
 Гуру, то есть ачарьядева, как мы узнаем из подлинных писаний, несет послание абсолютного мира, трансцендентной обители Абсолютной Личности, где все без исключения служит Абсолютной Истине. Мы много раз слышали: махаджано йена гатах са пантхах («Следуй путем, которым шел предыдущий ачарья«), но едва ли пытались понять истинный смысл этой шлоки. Досконально изучив это высказывание, мы поймем, что махаджана - один, и прямая дорога в трансцендентный мир тоже одна. В «Мундака-упанишад» (1.2.12) говорится:
 тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет
 самит-паних шротрийам брахма-ништхам
 «Чтобы понять трансцендентную науку, необходимо обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который утвердился в Абсолютной Истине».
 Итак, в этом стихе предписывается следующее: чтобы воспринять трансцендентное знание, человек должен обратиться к гуру. Следовательно, если Абсолютная Истина одна, относительно чего, мы полагаем, нет двух мнений, не может быть также и двух гуру. Ачарьядева, для выражения нашего смиренного почтения которому мы сегодня собрались, не является гуру сектантской общины или одним из многих противоречащих друг другу толкователей истины. Напротив, он -  джагад-гуру, то есть гуру для всех нас; единственное различие в том, что одни повинуются ему добровольно, а другие не делают этого прямо.
 В «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27) говорится:
 ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
 на мартйа-буддхйасуйета
сарва-девамайо гурух