Интервьюер. Видите ли вы какие-нибудь обнадеживающие признаки?
 Шрила Прабхупада. По крайней мере люди заметили, что религия приходит в упадок. Это хорошо. «Приходит в упадок» значит, что они станут животными. Логика определяет человека как разумное животное. Если у него нет разума, он животное, а не человек. В человеческом обществе вы должны стать либо христианином, либо мусульманином, либо индусом, либо буддистом - кем, не так уж важно. Должна существовать какая-либо система религии. Человеческое общество без религии - общество животных. Это очевидный факт. Почему сейчас люди так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ей.
 Один господин написал мне, что Толстой как-то сказал: «Пока мы не подложим под церковь динамит, о мире не может быть и речи». Даже сейчас русское правительство очень враждебно настроено по отношению к сознанию Бога, так как придерживается мнения, что религия отрицательно повлияла на атмосферу в обществе.
 Интервьюер. В этом, может быть, есть доля истины.
 Шрила Прабхупада. Религию могли использовать во зло, но это еще не значит, что ее надо избегать. Нужно исповедовать истинную религию. То, что так называемые священники не соблюдают как положено принципов религии, еще не значит, что религия должна быть отвергнута. Если у меня катаракта, и мой глаз причиняет мне беспокойство, это не значит, что его надо выколоть. Нужно удалить катаракту. В этом заключается сознание Кришны.
 Интервьюер. Я думаю, история показывает, что многие злоупотребляли религией. Вы согласны?
 Шрила Прабхупада. Эти люди не имеют понятия о Боге, а проповедуют религию. Что такое религия? Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам - «Путь религии начертан Самим Верховным Господом». Они не имеют понятия о Боге, не знают, что такое Бог, а еще учат религии. Долго ли может сохраняться такое противоестественное положение? Это неминуемо приведет к упадку религии.
 Таково положение в современном мире. Люди не имеют представления о Боге, поэтому как же они узнают волю Бога? Религия - это воля Бога. Закон, к примеру, - это, по сути дела, воля государства. Не будь государства, не было бы и этих законов. Мы очень четко представляем себе Бога -  это Кришна. Он повелевает, а мы исполняем Его волю. Это простая религия. Если нет Бога, нет повелений Бога, то откуда взяться религии? Если нет правительства, то откуда возьмется закон?
 Интервьюер. Да, тогда не будет никаких законов. Это будет общество беззакония.
 Шрила Прабхупада. Беззакония. Все творят беззаконие, если проповедуют собственную, сфабрикованную ими религиозную систему. Это и происходит сейчас.
 Попробуйте спросить последователя любой религиозной системы, как он представляет себе Бога? Сможет ли он дать вразумительный ответ? На этот вопрос вам никто не ответит. Но мы немедленно скажем:
 венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
 кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами
 «Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, который виртуозно играет на Своей флейте, чьи цветущие глаза подобны лепесткам лотоса, а голова украшена павлиньим пером, чье прекрасное тело имеет оттенок синих туч и который Своим неповторимым очарованием пленяет миллионы Купидонов» (Брахма-самхита, 5.30). Мы сразу можем описать Бога.
 Что это за религия, если она не дает представлений о Боге?
 Интервьюер. Я не знаю.
 Шрила Прабхупада. Это обман. Люди не имеют представления о Боге и потому не понимают, что такое религия. Это деградация, и поскольку религия приходит в упадок, люди все более и более походят на животных.
 Животными называют тех, у кого нет памяти. Собака прибегает на запах съестного, я говорю: «Хат!» - и она уходит. Но она возвращается, потому что у нее нет памяти. Таким образом, если наша память о Боге ослабевает, значит, мы постепенно теряем свои человеческие качества. В Кали-югу эти человеческие качества постепенно исчезают. Это значит, что люди уподобляются кошкам и собакам.
 Интервьюер. Второй вопрос: «Ведическую культуру часто обвиняют в том, что она фаталистична, то есть делает людей рабами, верящими в предопределение, и тем самым препятствует прогрессу. Насколько справедливы эти обвинения?»
 Шрила Прабхупада. Что представляет собой этот прогресс? Собачьи бега - это прогресс? Это называется прогрессом? Собака бегает туда-сюда на четырех лапах, а вы повсюду разъезжаете на четырехколесных автомобилях. Это вы называете прогрессом? Это не ведическая система. По ведической системе человек обладает определенным количеством энергии, и поскольку его сознание более развито, чем сознание животных, человеческая энергия ценнее энергии животных.
 Интервьюер. Я думаю, никто не будет оспаривать то, что человек обладает большей свободой или, я бы сказал, большей ответственностью, чем животные.
 Шрила Прабхупада. Поэтому человеческую энергию нужно использовать для духовного прогресса, а не тратить на состязания с собакой. Святой не занимается тем, чем занимается собака. Сегодня люди думают, что уподобиться собаке - это и значит жить. Однако истинная жизнь - это духовный прогресс. Поэтому ведические писания гласят:
 тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах
 тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхира-рамхаса
 «Истинно разумные и склонные к философии люди должны прилагать усилия только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой вселенной, даже если обойти всю ее -  от высшей планеты [Брахмалоки] до низшей [Паталы]. Что же касается счастья, которое дают чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам, как в положенный срок к нам вопреки нашей воле сами приходят страдания» (Бхаг., 1.5.18).
 Интервьюер. Не могли бы вы объяснить это подробнее?
 Шрила Прабхупада. Человек должен использовать свою энергию для достижения того, чего он не получил в течение многих и многих жизней. За многие и многие жизни душа побывала в формах собак и полубогов, кошек, птиц, зверей и многих других. Существует 8 400 000 различных типов тел. Так происходит переселение души. Но занятие в каждом случае одно -  удовлетворение чувств.
 Интервьюер. Что вы имеете в виду?
 Шрила Прабхупада. Например, собака озабочена удовлетворением своих чувств: где пища, кров, где самка, как защититься? Человек занят тем же самым, только методы у него несколько иные. Это продолжается из жизни в жизнь. Даже крошечное насекомое занято этим. Птицы, звери, рыбы - все ведут ту же борьбу. Где пища, где секс, где кров и как защититься? В ведической литературе говорится, что мы занимались этим в течение многих и многих жизней, и если не выйдем из этой борьбы за существование, то должны будем снова заниматься тем же самым в течение многих жизней.
 Интервьюер. Я начинаю понимать.
 Шрила Прабхупада. Да. Следовательно, это нужно прекратить. Поэтому Махараджа Прахлада сказал:
 сукхам аиндрийакам даитйа
деха-йогена дехинам
 сарватра лабхйате даивад
йатха духкхам айатнатах
 «Мои дорогие друзья, рожденные в демонических семьях, счастье, которое мы испытываем, когда объекты чувств вступают в контакт с телом, доступно в любой форме жизни в соответствии с нашей прошлой кармической деятельностью. Такое счастье приходит само собой, без усилий с нашей стороны, точно так же как сами собой к нам приходят страдания» (Бхаг., 7.6.3).
 У собаки есть тело, и у меня есть тело. Таким образом, между тем сексуальным наслаждением, которое испытываю я, и тем, которое испытывает собака, нет разницы. Мы получаем от секса одинаковое наслаждение. Только собака не стесняется заниматься сексом на улице, у всех на виду, а мы прячемся. Вот и вся разница. Люди думают, что наслаждаться сексом в прекрасной квартире - признак более высокого уровня развития. Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что они более развиты. Но они устраивают собачьи бега, гоняясь за этим так называемым прогрессом. Люди не знают, что их наслаждения уже предопределены типом полученного ими тела.
 Интервьюер. Что вы имеете в виду, когда говорите «наслаждения уже предопределены»?