Проф. Котовский. Но в то же время, как мне кажется, за подчинением должно последовать восстание. История доказывает, что человечество развивается, только восставая против подчинения правящему классу. В средние века произошла Французская Революция. Это был протест против власти. Однако сама эта революция подразумевала подчинение простолюдинам. Вы согласны?
 Шрила Прабхупада. Да.
 Проф. Котовский. Значит, таких мер недостаточно, чтобы когда-нибудь положить этому конец. Подчинение должно сопровождаться восстанием против одних людей и подчинением другим.
 Шрила Прабхупада. Но всякому подчинению будет положен конец, когда вы подчинитесь Кришне.
 Проф. Котовский. А…
 Шрила Прабхупада. Это конечная точка - больше не нужно будет никому подчиняться. Все другие виды подчинения вы должны менять с помощью революций. Но, когда вы приходите к Кришне, этого достаточно. Вы получите удовлетворение. Я приведу вам один пример: ребенок плачет, и люди по очереди берут его на руки. Но он никак не унимается. Однако как только младенец попадает на руки к своей матери…
 Проф. Котовский. Он перестает плакать.
 Шрила Прабхупада. Да, наступает полное удовлетворение. Таким образом, это подчинение, эти перемены власти будут продолжаться в различных видах, но суть всех этих форм подчинения - подчинение майе. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что подчиняться кому бы то ни было помимо Кришны - это майя. Чему бы или кому бы вы ни подчинялись сейчас, в конце концов вы должны подчиниться Кришне; тогда вы станете счастливы. Подчинение неизбежно, но подчинение Кришне трансцендентно и приносит человеку полное удовлетворение.
 Проф. Котовский. Не сталкивались ли вы с враждебным отношением к вашему учению со стороны ортодоксальных индусов или брахманов в Индии?
 Шрила Прабхупада. Мы победили их.
 Проф. Котовский. Вот как…
 Шрила Прабхупада. Любой ортодоксальный индус может прийти и вызвать нас на спор, но у нас есть оружие - ведическая литература. Поэтому никто не приходит. Даже христианские священники в Америке любят меня. Они говорят: «Эти юноши - американцы, христиане, евреи - теперь так стремятся к Богу. А мы не смогли спасти их». Они признают это. Их отцы, их родители приходят ко мне, кланяются и говорят: «Свамиджи, нам очень повезло, что вы прибыли сюда учить сознанию Бога». Так что, напротив, мне оказали хороший прием. То же самое и в Индии - раз вас интересует Индия - все другие секты признают, что до меня разные свами отправлялись на Запад, но никто не обратил ни единого человека в сознание Кришны. Они признают это. Что касается меня, то я не приписываю никаких заслуг себе. Я уверен, что это проявление действия ведического знания, потому что я даю его таким как оно есть, а не фальсифицирую его. Я убежден в этом. Если у вас есть хорошее лекарство, и вы назначаете его пациенту, то можно не сомневаться, что он выздоровеет.
 Проф. Котовский. Сколько из этой тысячи ваших учеников живут в самой Индии? Сколько у вас общин в Индии?
 Шрила Прабхупада. В Индии?
 Проф. Котовский. Да.
 Шрила Прабхупада. В Индии очень много людей, сознающих Кришну: сотни, тысячи, миллионы. В Индии нет такой проблемы. Нет ни одного индуса, который не сознавал бы Кришну.
 Проф. Котовский. Да, я понимаю.
 Шрила Прабхупада. Вайшнавы. Это называется вайшнавизмом. Вы были в Индии, так что вам, конечно, хорошо известно, что там миллионы вайшнавов. Например, этот джентльмен (присутствующий при встрече индиец) - командир экипажа «Эйр Индия». Он не является моим учеником, но он - вайшнав, сознающий Кришну. В Индии миллионы людей сознают Кришну. Есть даже мусульмане, сознающие Кришну. В Горакхпурском университете есть профессор-мусульманин, и он великий преданный Господа Кришны. Так что это естественно. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что сознание Кришны есть везде, оно в сердце каждого. Просто с помощью этого метода его нужно пробудить. Только и всего. Оно и в вашем сердце. Оно не является для вас чем-то чужеродным. Сознание Кришны в сердце каждого. Мы должны пробудить его этим методом. Это подобно восходу солнца. Солнце не появляется внезапно, из ниоткуда. Оно есть всегда, но по утрам оно восходит. Так и сознание Кришны. Оно существует повсюду, но по той или иной причине сейчас оно скрыто. С помощью этого метода в процессе общения оно вновь пробуждается.
 Проф. Котовский. Вы приехали в Москву вчера. Вы что-нибудь уже посмотрели здесь, в Москве?
 Шрила Прабхупада. Нет, меня не очень интересуют достопримечательности.
 Проф. Котовский. В любом случае просто сидеть в старинном отеле не так интересно - не увидишь многих людей. Вы уезжаете послезавтра?
 Шрила Прабхупада. Так у меня запланировано.
 Проф. Котовский. Вы уезжаете в Соединенные Штаты или в Европу?
 Шрила Прабхупада. Да, в Европу, в Париж. У нас готовятся два очень больших торжества в Лондоне и Сан-Франциско. Идут приготовления к празднику колесниц, Ратха-ятре. Этот праздник регулярно проводится в Джаганнатха-Пури. Вы бывали в Джаганнатха-Пури?
 Проф. Котовский. Да. Праздник колесниц проводится с давних времен. Очень древняя традиция. Огромные колесницы.
 Шрила Прабхупада. Да, и теперь этой традиции следуют в странах Запада, в Лондоне и Сан-Франциско, и, может быть, со временем она распространится и в других странах.
 Проф. Котовский. В Лондоне большая индийская община.
 Шрила Прабхупада. Нет, нет. Это организуют англичане и американцы. Индийские общины в Лондоне и Сан-Франциско пытаются стать - вы знаете это слово? Сахиб?
 Проф. Котовский (смеется). Европеизированными. (Оба смеются.) Один очень крупный университетский социоантрополог написал очень интересную статью. Он пишет о двух процессах, которые идут сейчас: европеизации брахманов, главным образом в высших слоях общества, и так называемой санскритизации, когда низшие классы и даже неприкасаемые перенимают брахманические ритуалы. Это очень интересный процесс, идущий прямо сейчас в Индии, но, к сожалению, положение Индии проблематично.
 Шрила Прабхупада. Беда в том, что Индия никак не прибьется ни к одному берегу. Они пытаются имитировать западную жизнь, но, с материальной, технической точки зрения, отстали на сто лет.
 Проф. Котовский. Да, это верно. Но что можно сделать для Индии?
 Шрила Прабхупада. Выход один. Я убедился на своем опыте, что, если распространять духовные ценности Индии, это повысит ее престиж. Всюду, куда бы я ни приезжал, люди до сих пор восхищаются индийской культурой. Если эти сокровища индийского духовного знания соответствующим образом распространятся, то по, крайней мере, за пределами Индии люди поймут, что они что-то от нее получают.
 Проф. Котовский. Да, вы правы. Культурное наследие Индии должно стать известным повсюду. Но в то же время каким образом это может принести непосредственную пользу простым людям Индии? Они живут в Индии и ничего не получают от распространения индийского культурного наследия по всему миру. В индийских деревнях должны быть удобрения, трактора и т.д.
 Шрила Прабхупада. Да, мы не против этого.
 Проф. Котовский. Я не думаю, что вы можете быть против, но в то же время надо что-то делать в Индии. Можно называть это европеизацией, но такое знакомство с индустриально-технологической революцией необходимо во всех сферах индийской жизни: в сельском хозяйстве, промышленности и так далее.
 Шрила Прабхупада. До того как Арджуна узнал «Бхагавад-гиту», он был воином, и после того как узнал «Бхагавад-гиту», он остался воином. Таким образом, мы не призываем людей менять свое положение. Например, вы - уважаемый профессор, преподаватель. Мы не говорим, что вы должны изменить свое положение в обществе. Мы пришли убедить вас в истинности нашей философии. Только и всего. Арджуна отказывался сражаться, говоря: «Кришна, я не хочу убивать своих родственников. Мне не нужно этого царства». Но ему была поведана «Бхагавад-гита», и в конце, когда Кришна спросил его: «Каково твое решение теперь?» - он ответил: каришйе вачанам та ва - «Да, я сделаю так, как говоришь Ты» (Б.-г., 18.72). Это значит, что его сознание изменилось. Он был воином и остался воином, но изменил свое сознание. Это то, к чему мы стремимся. Мы не хотим нарушать существующий порядок в обществе. Мы не против технологии. Нет, но мы пытаемся побудить человека понять сознание Кришны. Такова наша программа.
 Проф. Котовский. Разумеется, но в то же время конечная цель любого изменения сознания состоит в том, чтобы изменить общество - сделать его лучше.
 Шрила Прабхупада. Это происходит само собой.