Наука и лженаука
 Цель познания
 В приведенной ниже беседе Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит с профессором физики Калифорнийского университета в Ирвине доктором Грегори Бенфордом об относительной ценности разных отраслей знания, а также о различиях в целях и методах познания современной науки и ведической философии.
 Шрила Прабхупада. Говоря о «научном прогрессе», вы имеете в виду прогресс от воловьей упряжки к автомобилю? Вы считаете научным прогрессом то, что с уровня воловьей упряжки мы поднялись до уровня сложного механизма автомобиля, верно?
 Д-р Бенфорд. Это прогресс технологии.
 Шрила Прабхупада. Технология и наука - одно и то же. Нас интересует прогресс духовной души. Что известно науке о вечной душе?
 Д-р Бенфорд. О душе практически нет никаких научных данных.
 Шрила Прабхупада. Следовательно, научного прогресса как такового не существует.
 Д-р Бенфорд. Хм, научное знание - это особая форма знания. Вы можете отдавать предпочтение одной из множества различных форм знания, но это уже другой вопрос.
 Шрила Прабхупада. Возможно. Есть разные отрасли знания. В частности, одна отрасль медицины изучает физиологию и анатомию тела. Это одна из дисциплин. Но помимо тела есть еще интеллект и ум. Их изучает психология. Это тоже наука, наука об уме.
 Д-р Бенфорд. Эта наука находится на очень низком уровне развития.
 Шрила Прабхупада. Возможно, но тем не менее ее признают наукой, не так ли? Психология и метафизика занимаются умом и интеллектом. А над умом и интеллектом стоит вечная душа. Таким образом, есть много отраслей знания: медицина, изучающая тело; психология, изучающая ум, и, наконец, духовная, трансцендентная наука. Тело и ум просто-напросто покрывают вечную душу, точно так же как ваше тело покрывают рубашка и пальто. Если вас интересуют только рубашка и пальто, а до человека, находящегося под ними, нет дела, считаете ли вы это прогрессом науки?
 Д-р Бенфорд. Я думаю, что нет такой отрасли знания, которая была бы бесполезной.
 Шрила Прабхупада. Мы не говорим, что это научное знание бесполезно. Механика, электроника - тоже знание. Но разные отрасли знания различаются по степени важности. Скажем, вкусно готовить - это тоже наука. В науке много разделов, но самый главный из них - наука о душе, атма-гьяна.
 Д-р Бенфорд. Вы выдвинули положение, с которым я не могу полностью согласиться, хотя и нахожу его вполне логичным. Единственная форма знания, поддающаяся проверке, то есть проверке, с которой все согласятся, - это знание, которое может быть доказано логически или экспериментально.
 Шрила Прабхупада. Наука о вечной душе может быть обоснована логически.
 Д-р Бенфорд. Как это?
 Шрила Прабхупада. Возьмите, к примеру, ваше тело. Когда-то у вас было тело ребенка, а теперь этого тела больше нет; у вас другое тело. И все-таки каждому понятно, что когда-то у вас было тело ребенка. Это факт. Значит, ваше тело изменилось, а вы остались тем же.
 Д-р Бенфорд. Я не уверен, что это тот же самый «Я».
 Шрила Прабхупада. Да нет, вы та же самая личность. Например, когда ребенок вырастает, его родители говорят: «Ой, посмотрите, как наш сын вырос». Он остался той же личностью: это подтвердят его родители, друзья, кто угодно. Это может засвидетельствовать любой. Вы должны согласиться с этим положением под давлением многочисленных свидетельств. Даже ваша мать не скажет, что вы другая личность, несмотря на то что у вас другое тело.
 Д-р Бенфорд. Но я могу быть не тем, кем я был.
 Шрила Прабхупада. Совершенно верно. «Быть не тем» в том смысле, например, что ребенок может говорить всякую чепуху, но когда он вырастет и получит тело взрослого, то перестанет говорить глупости. Хотя он остался той же личностью, но с изменением тела у него развилось другое сознание. Но вечная душа, личность, остается неизменной. Она действует в соответствии со своим телом, вот и все - в соответствии со своим положением. Собака, например, тоже вечная душа, но так как у нее тело собаки, она живет и ведет себя как собака. Подобно этому, душа, находящаяся в теле ребенка, ведет себя как ребенок. Получив другое тело, та же душа ведет себя как взрослый человек. В соответствии с обстоятельствами образ ее действий меняется, но личность остается неизменной. Например, вы ученый. Но в детстве вы не были ученым, в то время вы не занимались научной деятельностью.