Гейнсвилл, 29 июля 1971 

 
Prabhupada: Где  мои очки?
mayy asakta-manau partha
yogaa yuijan mad-acrayau
asaacayaa samagraa maa
yatha jiasyasi tac chaeu
 [Bg. 7.1]
Господь Kanea, Верховная Личность Бога, говорит здесь о самой высшей системе йоги. В шестой главе Bhagavad-geta, в которой Он объясняет общую систему haoha-yoga. Пожалуйста запомните, что мы проповедуем это движение сознания Kanea под руководством Bhagavad-geta. Это не что-то произведенное из ума. (собачий лай)…. (пауза)….Чья это собака? Уведите ее. Итак, эта система bhakti-yoga очень авторитетна и если вы хотите узнать о Боге, то вы должны принять эту систему bhakti-yoga. Поскольку в шестой главе Bhagavad-geta утверждается… [break]…тот, кто всегда погружен в размышления о Kanea.
 
yoginam api sarvenaa
mad-gatenantar-atmana
craddhavan bhajate yo maa
sa me yuktatamo matau
 [Bg. 6.47]
 
Когда Kanea рекомендовал эту систему, систему anoaiga-yoga… Anoaiga означает восемь ступеней совершенствования: yama, niyama, asana, praeayama, pratyahara, samadhi, подобно этому. Dhyana, dharaea. Итак первое, что должен сделать йоги, это как рекомендовано Kanea, высшим авторитетом - человек должен найти уединенное место, священное место. Медитация в системе anoaiga-yoga не может выполняться в шумном городе. Это невозможно. Человек должен прежде всего выбрать подходящее для этого место, священное место. В Индии те, кто очень серьезен в этой практике йоги, они уходят в Himalaya, Haridwar. Это - также Himalaya. Это очень уединенное место. Они остаются там, очень ограничивают процесс еды, сна. Нет вопроса секса. Итак, те правила и нормы - очень строги и если вы не следуете им и просто делаете показную гимнастику, то это - не совершенство йоги. Йога означает: indriya-saayama - управление чувствами. Если вы допускаете вашим чувства неограниченное наслаждение и если при этом вы совершаете показную йогу, то это не приведет вас к успеху. Это никогда не приведет вас к успеху.
Итак, вы должны выбрать уединенное место, священное место. Затем вы должны сесть совершенно прямо и вы должны закрыть ваши глаза, но не полностью, а чтобы видеть кончик вашего носа. Вы не можете изменять вашей asana. Есть так много правил и норм, который невозможны в наше время. Что даже говорить о нынешнем времени, даже пять тысяч лет тому назад, когда обстоятельства в мире совсем другими… Личность подобная Arjuna, который говорил с Kanea лицом к лицу… Вы просто представьте себе какова его позиция. Arjuna принадлежал к царской семье. Он был великим воином и близким другом Kanea и постоянно жил рядом с Ним. Но после того как он услышал об этом процессе йоги, anoaiga-yoga, он сказал: «Мой дорогой Kanea, это совершенно невозможно для меня.» Он наотрез отказался: «Для меня все эти правила и регуляции, и также практика управления своим умом невозможна.» Он наотрез отказался.
Итак, мы должны просто подумать, пять тысяч лет тому назад личность подобная Arjuna высказала свою неспособность практиковать эту систему anoaiga-yoga и что тогда говорить о нас? И следовательно делаем вывод, что в течение этого века когда люди живут очень и очень мало… По крайней мере в Индии, средняя продолжительность жизни – тридцать пять лет. В вашей стране она может быть больше, но в действительно даже ваш дед мог прожить в течении ста лет, а вы уже не можете. Все меняется. Особенно уменьшается длительность жизни. Есть такой прогноз в castras. В течение этого века длительность жизни людей, милосердие, умственные способности, так много всего, все это будет сильно уменьшено. Люди уже не так сильны. И длительность жизни также очень небольшая. Мы всегда обеспокоены и практически у нас нет никакого знания о духовной науке. Например возьмем в этом университете… Не только в этом университете, есть сотни и тысячи таких университетов повсюду в мире и там нет такого изучения где изучалась бы наука о душе, кем мы на самом деле являемся.
В действительности мы все – духовные души. Из Bhagavad-geta мы можем понять:
 
dehino ’smin yatha dehe
kaumaraa yauvanaa jara
tatha dehantara-praptir
dheras tatra na muhyati
 [Bg. 2.13]
 
Мы переселяемся из одного тела в другое, точно также как даже еще в этой нашей жизни. Все присутствующие здесь когда то имели тело маленького ребенка. Где оно теперь? Это тело исчезло. Теперь я старый человек. Я помню, что когда то я был маленьким ребенком. Я также помню как когда мне было около шести месяцев и я лежал у ног своей старшей сестры и она вязала, а я лежал внизу и играл. Я помню это. Итак, это возможно для всех, чтобы вспомнить, что: «У меня было маленькое тело, а потом у меня было тело постарше, далее у меня было юное тело. А сейчас я в этом теле.» Так где же все те тела? Все они теперь ушли. Это уже другое тело. Это объясняет Bhagavad-geta: tatha dehantara-praptiu. Аналогично, когда я оставляю это тело, то далее я должен принять другое тело.
Это очень просто для понимания. Также как я меняю так много тел,  детское, юношеское, взрослое. Медицина знает, что тело подвергается изменениям каждое мгновение. Итак, этот процесс существует, но душа постоянна… Например я могу вспомнить мое детское тело, то есть свое детство. Я та же самая личность, душа, но я сменил так много тел. Аналогично, когда в конце концов я буду должен сменить это тело, то я приму следующее тело. Эта простая формула описана в Bhagavad-geta. Все могут понять это. И должны проводиться научные исследования в этой области. Недавно я получил одно письмо от одного доктора из Toronto. Он пишет, что он понимает, что существует это тело и что в нем находится  душа. У меня была небольшая переписка с ним. И действительно это - факт. Душа находится там. Есть так много доказательств этого. Не только в литературе Vedic, но даже и в нашем обыденном опыте. Душа там есть и душа переселяется из одного тела в другое. Это все время происходит, но к несчастью нет никакого серьезного анализа этого раздела знания в университетах. Это - не очень хорошо.
В действительности эта человеческая форма жизни предназначена для исследования этой: athato brahma jijiasa. Vedanta-sutra говорит, что эта человеческая форма жизни предназначается для поиска Брахмана, или духа, Абсолютной Истины. Итак эта система йоги означает - brahma-jijiasa, поиск принципа Брахмана в этом материальном теле. Материя и дух. Поиск души как    Kanea  лично говорит в Bhagavad-geta… И Arjuna спрашивает Его: «какую систему Ты рекомендуешь? Система haoha-yoga невозможна для меня.» Но Kanea говорит, что Arjuna является величайшим из всех йогов. Он говорит: «не следует беспокоиться, что ты не в состоянии практиковать эту систему haoha-yoga, ты не просто йог. Ты - величайший йог. Ты – наилучший из йогов.» Почему? Он дал эту формулу: yoginam api sarvenam: [Bg. 6.47] « Из всех различных видов йоги…» Есть haoha-yoge, jiana-yoge, dhyana-yoge, bhakti-yoge, много, karma-yoge. Есть много видов йоги. Но Kanea говорит: « из всех йогов, те йоги, которые постоянно думают обо Мне…» Yoginam api sarvenaa mad-gatenantar-atmana. Mad-gata. Kanea говорит: mad-gata. Это означает: «просто думай обо Мне, Kanea.» Antar-atmana: «В своем сердце.» Sa me yuktatamau: «Они высшие йоги.»
Теперь, кто же может думать о Kanea всегда внутри себя? Это также очень легко понять. Если вы любите кого-то, то вы можете думать о нем всегда внутри себя. В противном случае это невозможно. Если вы любите кого-то, то вы естественно думаете о нем всегда. Это описано в Brahma-saahita:
 
premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena
santau sadaiva hadayenu vilokayanti
yaa cyamasundaram acintya-guea-svarupaa
govindam adi-purunaa tam ahaa bhajami
 [Bs. 5.38]
 
Premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena. Тот, кто развил любовь к Богу или Kanea… Когда я говорю Kanea, то вы должны понимать «Бог.» Premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena [Bs. 5.38]. Другое имя Kanea - Cyamasundara. Он - черный подобно грозовому облаку, очень красивому и потому Его зовут Cyamasundara. Итак в этих стихах Brahma-saahita сказано, что santau, святая личность, которая развила в себе любовь к Cyamasundara, Kanea… Premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena santau sadaiva [Bs. 5.38]. Sadaiva означает - всегда, постоянно. Santau sadaiva hadayenu. Hadayenu означает в своем сердце. В действительно, когда человек достигает samadhi, цели в системе йоги, то он размышляет о форме Господа Vineu в своем сердце, постоянно размышляет. Это называется samadhi. Он поглощен этим размышлением о Vineu в своем сердце.
Итак Kanea, Cyamasundara - изначальный источник Vineu. Это утверждение Bhagavad-geta. Ahaa sarvasya prabhavau. Sarvasya означает, что включая Brahma, Vineu, Mahecvara. Всех. Ahaa sarvasya prabhavau. Итак, Он - изначальный Vineu. Согласно castra, литературе Vedic, Он – изначальный Vineu, Kanea, затем Его первая экспансия - Baladeva. Экспансия Baladeva: Saikarnaea. Экспансия Saikarnaea: Narayaea. Экспансия Narayaea: Vineu, Maha-Vineu, Garbhodakacaye, Knerodakacaye. Это - утверждения. Итак Kanea - изначальный Vineu, Cyamasundara.
Итак, это - наивысшая система. Mad-gatenantar-atmana. «Каждый, кто размышляет о Kanea всегда внутри себя, он - наивысший йог.» Если вы хотите достичь совершенства в системе йоги, то не следует удовлетворяться только практикой asana. Вы должны идти дальше. В действительности, совершенство системы йоги означает, что вы достигаете samadhi, всегда размышляя о форме Господа Vineu в своем сердце, без всякого перерыва. И следовательно йогу надо уходить в уединенное место и samadhi… Управляя всеми чувствами и умом. Вы должны также управлять и своим умом, управляя всеми чувствами и концентрируя все свое внимание на форме Господа Vineu. Это называется совершенством йоги. И вслед за этим также и другие siddhis, anoa-siddhi — aeima, laghima, prapti.
Итак в действительно эта система йоги очень и очень трудна. Это может быть и возможно для какого то очень продвинутого человека но для общей массы людей это невозможно. Общей массе людей рекомендовано в castra:
 
harer nama harer nama harer namaiva kevalam
kalau nasty eva nasty eva nasty eva gatir anyatha
 [Adi 17.21]
 
Нет никакой другой альтернативы. Nasty eva, nasty eva. Нет другой альтернативы, нет другой альтернативы, нет другой альтернативы. Три раза. Три означает йога, jiana и arcana. Система йоги как это рекомендуется в Satya-yuga, kate yad dhyayato vineum, что йога – это постоянная медитация на Vineu. Это называется йога. Kate yad dhyayato vineua tretayaa yajato makhaiu. И в Treta-yuga, выполнение великих жертвоприношений - yajias. И в Dvapara-yuga, поклонение в храме. Kalau tad dhari-kertanat – в Kali-yuga, этот век…
Нынешний век называется Kali-yuga. Kali-yuga означает век ссор и несогласия. Никто не соглашается ни с кем. Все имеют свою собственную теорию, все имеют свою собственную философию. Итак следовательно это называется Kali-yuga. И если я не соглашаюсь с вами, то вы боретесь со мной. И следовательно это называется Kali-yuga. Итак, это - единственный метод рекомендованный в этот век: kalau tad dhari-kertanat. Просто воспевая Святое Имя Бога можно достичь наилучшей самореализации которая достигалась через практику системы йоги в Satya-yuga, которое достигалась в Treta-yuga через выполнение огромных жертвоприношений и которая достигалась в Dvapara-yuga через строгое поклонение в храмах. Это все может быть достигнуто простым методом hari-kertanat. Hari означает Верховную Личность Бога, kertanat -прославление Его. Этот метод рекомендован в castras. И Господь Caitanya Mahaprabhu пятьсот лет тому назад явился в городе который известен как Navadvepa. Это почти шестьдесят миль к северу от Calcutta. Люди все еще ходят туда, на место паломничества. У нас есть там храм в центре. Это – священное место паломничества. Итак Caitanya Mahaprabhu явился там и Он начал это движение saikertana, общее движение saikertana, для всех людей без всякой дискриминации. И Он предсказал, что это движение saikertana должно быть распространено во всем мире и Hare Kanea mantra  будет воспеваться в каждой деревне и в каждом городе на всей планете.
И выполняя этот приказ Господа Caitanya Mahaprabhu мы следуем по Его стопам, мы пытаемся распространить это движение saikertana, Hare Kanea, и это у нас получается очень успешно. Везде. Я проповедую это в западных странах. Я путешествую повсюду в Европе, Америке, Японии, Канаде, Австралии. Малайзии. И везде я ввожу это движение saikertana -у нас есть различные центры, около шестидесяти центров и все они пользуются огромной популярностью. Например этих юноши и девушки. Я не импортировал их из Индии, но они приняли это движение очень серьезно и они приняли это поскольку это имеет отношение к душе непосредственно. У нас различное положение в этой нашей жизни. И есть также различное понимание жизни, понимание жизни на уровне ума, понимание жизни на уровне разума и духовное понимание жизни. И в действительности реальное понимание жизни – это духовное понимание жизни: athato brahma jijiasa. Если вы привлечены лишь материальным пониманием жизни, то вы ничуть не лучше чем эти кошки и собаки. Yasyatma-buddhiu kueape tri-dhatuke [SB 10.84.13]. Если мы принимаем это: «Я - это тело.» То мы ничуть не лучше чем кошки и собаки, поскольку их понимание жизни является именно таким.
Когда же мы начинаем понимать: «Я - не это тело…» Как Kanea говорит Arjuna в самом начале Bhagavad-geta: «Прежде всего попытайся понять кто ты. Почему ты сокрушаешься по поводу этого тела? Ты должен бороться. Несомненно ты должен бороться с твоими братьями и родственниками, племянниками, другой стороной. И ты сокрушаешься. Но прежде всего пойми являешься ли ты этим телом или нет.» Это - начало Bhagavad-geta. Он наставляет его в понимании, что ты не это тело. Итак, эти наставления были не только для Arjuna. Для всех нас. Мы должны прежде всего понять, что: «Я - не это тело. Я – духовная душа.» Ahaa brahmasmi. Это - наставление Vedic. И как только вы приходите к этому пониманию, если вы твердо убеждены, что вы - не это тело, то это называется brahma-bhuta этап реализации Брахмана. Это - знание, это реальное знание. Знание означающее ваше продвижение, ваш успех. Он не в том чтобы только есть, спать, спариваться, это - знание животного. Животные также, собака например также знают как есть, как спать, как спариваться и как защищаться. Итак если наше образование стоит только на этой позиции… Собака ест согласно своей природе, и мы также едим хорошую пищу, хорошо приготовленную пищу на хорошо украшенном столе, но принцип еды остается тем же самым. Это - не прогресс, что: «Я ем лучшую еду на красивом столе, а не так как собака и следовательно я продвинут.» Но вы едите и это все. Аналогично сон. Вы можете спать в прекрасной квартире, шестиэтажном собственном доме или 102-этажном собственном доме, а собака лежит на улице. Но когда она спит и когда вы спите то нет никакого различия. Вы не помните спите ли вы в этом небоскребе или просто на земле, поскольку вы во сне пребываете в других местах и вы соответственно забываете, что: «Мое тело лежит сейчас в постели, а я теперь летаю в неопределенном положении.». Итак, этот метод сна, если вы улучшаете условия, то это также не прогресс цивилизации. Аналогично спаривание. Собака не имеет социальных норм. Всякий раз когда появляется другая собака то они сразу спутываются прямо на улице, а вы можете делать то же самое очень тихо в тайном месте, но спаривание – одно и то же. И людям не надо учиться как им соединяться подобно собакам. Таким же образом и защита. Собака имеет свои защитные меры. Она имеет зубы и когти. Она может защищать себя. И вы имеете атомные бомбы. Но защитные меры – одни и те же.
И следовательно castra говорит, что человеческая жизнь не предназначена только лишь для этих четырех принципов. Есть иное. Это - brahma-jijiasa. Athato brahma jijiasa. Человек должен быть любознателен в том, что касается знания об Абсолютной Истине. Это то образование которого ему недостает. Без этой brahma-jijiasa по сути нет никакого образования, brahma janateti brahmaeau. Согласно цивилизации Vedic, brahmaea изучают это знание. Paeoita. Brahmaea называют paeoita потому что brahmaea означает того, кто знает Брахмана. Brahma janateti brahmaeau. И следовательно он называется paeoita. В Индии к brahmaea обращаются как к paeoita. Paeoita означает brahmaea познавшего Брахман и следовательно он имеет право именоваться brahmaea. Это не то что по рождению. Brahma janati. Janmana jayate cudrau. Рождаются все как cudra, четвертый класс людей. Janmana jayate cudrau saaskarad bhaved dvijau. И когда человек проходит через очистительный процесс…
Есть daca-vidha-saaskara, десять видов очистительного процесса. Когда человек проходит через все эти процессы и достигает духовного учителя, то тот дает ему священный шнур как знак его второго рождения… Dvija. Dvija означает второе рождение. Первое рождение принимается от отца и матери и второе рождение от духовного учителя и знания Vedic. Это называется вторым рождением. Saaskarad bhaved dvijau. В это время он получает шанс изучать и понять что такое Veda. Veda-paohad bhaved viprau. Изучая очень внимательно и хорошо все Veda, человек становится vipra. И далее когда он действительно реализует понимание Брахмана и свою вечную связь с Ним то он становится brahmaea. И далее от этого понимания Брахмана, безличного понимания Брахмана человек приходит на платформу понимания Господа Vineu. Господь Vineu – это Верховная Личность Бога. И тогда он становится Vaineava. Это - процесс. Это - процесс развития знания. Kanea говорит в Bhagavad-geta, janma karma me divyaa yo janati tattvatau. «Каждый, кто знает Меня воистину…» что случается с ним? Tyaktva dehaa punar janma naiti: [Bg. 4.9] «Такие люди, после оставления этого тела не остаются больше в этом материальном мире, не принимают материального тела.» И что случается с ними? Mam eti: «Они приходят ко Мне, непосредственно домой к Богу.»
Итак, это движение сознания Kanea дает людям возможность понять Kanea воистину. Janma karma me divyaa yo janati tattvatau. Tattvatau, воистину. Итак мы даем знание о Kanea на основе Священных Писаний, Bhagavad-geta, Veda. Veda означает знание. И что это… Vedanta означает окончательный вывод всего знания. И каков же вывод всего знания? Это - Kanea. Vedaic ca sarvair aham eva vedyau [Bg. 15.15]. Всеми Vedas в качестве окончательного вывода принимается Kanea. Bahunaa janmanam ante [Bg. 7.19]. Это понимание приходит после многих и многих рождений. Bahunaa janmanam ante jianavan. После поисков через познание в течение многих и многих рождений, когда действительно человек становится мудр. И далее: bahunaa janmanam ante jianavan maa prapadyate, он предается Kanea. Как он предается? Поскольку он знает: vasudevau sarvam iti: [Bg. 7.19] Vasudeva, Kanea – это все. Все, что мы видим, это просто проявление энергии Vasudeva. Нужно быть твердо убежденным в этом факте и тогда человек становится преданным. Prapadyate. Kanea следовательно рекомендует, чтобы вы поняли самое главное: sarva-dharman parityajya mam ekaa caraeaa vraja: [Bg. 18.66] «Просто предайся Мне.»
Тому же чему Kanea учит в Bhagavad-geta, учим и мы, без всяких интерпретаций. Это - наше движение сознания Kanea. И это открыто для всех. Процесс очень прост. У нас есть наш центр здесь. Если вы желаете воспользоваться благом этого движения, то добро пожаловать к нам. Вы будете счастливы.
Благодарю вас всех. Hare Kanea. (аплодисменты)