Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 21.1-10 Мадхья-лила 21.1-10

(3 января 1967, Нью-Йорк)

Шрила Прабхупада: 
агати эка гатим натва
/ЧЧ, Мадхья 21.1/
Итак автор этой Чайтанйа Чаритамриты предлагает свои почтительные поклоны Господу Чайтанйе и он говорит агати эка гатим натва агати эка гатим натва. Агатй Агатй - падшие люди, люди у которых нет никакой надежды на достижение высшей цели. Для таких людей Господь Чайтанйа - это единственная надежда. В авторитетных Писаниях говорится, что в этот век люди - неудачники. Конечно же, они сами очень гордятся тем, что они так «продвинуты», но с духовной точки зрения люди этого века, Кали-юги - неудачники! Описание состояния людей в Кали-югу даётся в Шримад-Бхагаватам во второй главе первой песни. Там говорится, что люди живут очень короткую жизнь и что они очень медленно развиваются духовно. Человеческая форма жизни предназначена именно для этой цели, для духовного осознания. Но они забыли об этой цели жизни. Они очень серьёзно заняты поддержанием своего тела, удовлетворением нужд этого тела ,которым человек не является. И если всё же у кого-то появляется вкус или интерес к духовному осознанию, они встают на ложный путь - падшие люди, люди у которых нет никакой надежды на достижение высшей цели. Для таких людей Господь Чайтанйа - это единственная надежда. В авторитетных Писаниях говорится, что в этот век люди - неудачники. Конечно же, они сами очень гордятся тем, что они так «продвинуты», но с духовной точки зрения люди этого века, Кали-юги - неудачники! Описание состояния людей в Кали-югу даётся в Шримад-Бхагаватам во второй главе первой песни. Там говорится, что люди живут очень короткую жизнь и что они очень медленно развиваются духовно. Человеческая форма жизни предназначена именно для этой цели, для духовного осознания. Но они забыли об этой цели жизни. Они очень серьёзно заняты поддержанием своего тела, удовлетворением нужд этого тела ,которым человек не является. И если всё же у кого-то появляется вкус или интерес к духовному осознанию, они встают на ложный путь
прайеналпайушах сабхйа
калав асмин йуге джанах
мандах суманда-матайо
/ШБ 1.1.10/
 И люди-неудачники  упадрутах упадрутах - их постоянно беспокоят самые разные вещи. Таково состояние нынешнего населения. И автор Чайтанйи Чаритамриты говорит, что Господь Чайтанйа - это единственная надежда для этих людей. Почему? Потому что духовное осознание не является какой-то обычной темой. Но Господь Чайтанйа дал нам короткий путь! Он настолько добр к людям этого мира, что он просто начал это воспевание - их постоянно беспокоят самые разные вещи. Таково состояние нынешнего населения. И автор Чайтанйи Чаритамриты говорит, что Господь Чайтанйа - это единственная надежда для этих людей. Почему? Потому что духовное осознание не является какой-то обычной темой. Но Господь Чайтанйа дал нам короткий путь! Он настолько добр к людям этого мира, что он просто начал это воспевание
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Просто благодаря воспеванию этой трансцендентной вибрации люди нынешнего века будут точно также прогрессировать в духовном осознании. Поэтому здесь говорится
агати эка гатим
/ЧЧ, Мадхья 21.1/
 - те, у кого нет никакой надежды на то, чтобы получить духовное осознание, для таких людей Господь Чайтанйа единственная надежда. Итак
хйнартхадхика-садхакам
шрй-чаитанйам ликхамй асйа
/ЧЧ, Мадхья 21.1/
- я предлагаю своё почтение Господу Шри Чайтанйе. Я пытаюсь описать Его трансцендентные деяния, наставления и философию. Итак
джайа джайа шрй-чаитанйа джайа нитйананда
джайадваита-чандра джайа гаура-бхакта-врнда
/ЧЧ, Мадхья 21.2/
Так предлагают почтение Господу Чайтанйе. То есть что это такое? Господь Чайтанйа всегда представлен в пяти трансцендентных аспектах. Во первых - это Он Сам, затем Его экспансия - Нитйананда,  Его инкарнация - Адвайта, Его внутренняя энергия - Гададхара и Его пограничная энергия Шривас. Панча-таттватмакам кришнам Панча-таттватмакам кришнам - Он Кришна, но в этот век Он приходит со Своими пятью спутниками. - Он Кришна, но в этот век Он приходит со Своими пятью спутниками.
Панча-таттватмакам кришнам
бхакта-рупа-сварупакам
/Шри Панча-таттва пранама/
Несмотря на то, что Он - Кришна, Он представляет Себя преданным Кришны бхакта-рупа-сварупакам бхактаватарам бхактакхйам бхакта-рупа-сварупакам бхактаватарам бхактакхйам и воплощение преданного Адвайта и также и воплощение преданного Адвайта и также бхактакхйам бхактакхйам - эти пять спутников всегда вместе с Кришна Чайтанйей. И предлагать почтение Кришне Чайтанйе означает предлагать также почтение Его спутникам. - эти пять спутников всегда вместе с Кришна Чайтанйей. И предлагать почтение Кришне Чайтанйе означает предлагать также почтение Его спутникам. сат гоштхи сат гоштхи
Таков процесс.
Итак, он уже описал положение Кришны, кто такой Кришна . Во первых самбандха. Самбандха самбандха. Самбандха означает, что мы должны понять наши взаимоотношения с Кришной. Например если мы хотим установить какие-то взаимоотношения с кем -то, подружиться с кем-то, мы должны узнать о нём, узнать кто он такой. Если мы собираемся стать сознающими Кришну, мы должны узнать кто такой Кришна. Итак, он вкратце рассказал кто такой Кришна. Вот лично Он такой, такие Его воплощения, у Него столько инкарнаций, Он существует вот таким образом, проявляет Себя в этом материальном мире вот таким образом. То есть насколько это возможно, он дал описание Кришны. означает, что мы должны понять наши взаимоотношения с Кришной. Например если мы хотим установить какие-то взаимоотношения с кем -то, подружиться с кем-то, мы должны узнать о нём, узнать кто он такой. Если мы собираемся стать сознающими Кришну, мы должны узнать кто такой Кришна. Итак, он вкратце рассказал кто такой Кришна. Вот лично Он такой, такие Его воплощения, у Него столько инкарнаций, Он существует вот таким образом, проявляет Себя в этом материальном мире вот таким образом. То есть насколько это возможно, он дал описание Кришны.
Итак, обитель Кришны. Кришна означает не только Кришна, -
нама, дхама, гуна, лила, парикара, васиштха
Кришна означает: Сам Кришна, Его имя, Его обитель, нама дхама нама дхама, Его качества, затем Его окружение, затем Его игры. Всё это означает Кришна. Ведь мы не имперсоналисты, которые просто удовлетворены тем, что они сознают Брахман. Имперсоналисты удовлетворены просто пониманием того, что они Брахман, но вайшнавы не удовлетворены одним лишь этим знанием Брахмана. В Бхагавад-Гите говорится
брахма-бхутах
/БГ 18.54/
Брахма бхута означает - он уже Брахман. Он и так уже является Брахманом, но он забыл об этом. Он забыл об этом, он думает «Я материя». Такова иллюзия! И по своему изначальному положению каждое живое существо Брахман. Но живое существо забыло об этом, оно думает «Я являюсь чем то, что относится к этой материи». Итак означает - он уже Брахман. Он и так уже является Брахманом, но он забыл об этом. Он забыл об этом, он думает «Я материя». Такова иллюзия! И по своему изначальному положению каждое живое существо Брахман. Но живое существо забыло об этом, оно думает «Я являюсь чем то, что относится к этой материи». Итак брахма бхута брахма бхута, когда человек достигает духовного осознания и понимает, что он не является ничем  в этом материальном мире, он духовная душа - брахма бхута брахма бхута. Это называется брахма бхута брахма бхута. Но пока живое существо не понимает, что оно духовное существо, оно джива бхута джива бхута. Это называется джива бхута джива бхута. И когда живое существо понимает, что оно не относится к этому материальному миру, что оно принадлежит к духовному миру. Его положение - это духовная сущность, это называется уровень брахма-бхута брахма-бхута. В Бхагавад-Гите об этом говорится
брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/
Прасаннатма означает, что живое существо сразу же оживляется: «Я не принадлежу к этому!  Почему я отождествляю себя со всеми этими несчастьями материального мира? Я являюсь неотъемлемой частицей Всевышнего, означает, что живое существо сразу же оживляется: «Я не принадлежу к этому!  Почему я отождествляю себя со всеми этими несчастьями материального мира? Я являюсь неотъемлемой частицей Всевышнего, сат-чит-ананда-виграха сат-чит-ананда-виграха. Вечного, блаженного, полного знания. И он становится прасаннатма. Прасаннатма прасаннатма. Прасаннатма означает радостный. Живое существо духовно оживляется. Таков первый уровень осознания Брахмана. означает радостный. Живое существо духовно оживляется. Таков первый уровень осознания Брахмана.
Чайтанйа Махапрабху говорит, что для того чтобы осознать Брахман, этот Брахман, люди принимают на себя такие суровые аскезы, покаяния. И он говорит: «Но благодаря воспеванию Харе Кришна
чето-дарпана марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/
сразу же человек вычищает всю пыль, которая скопилась в уме». Потому что это ложная концепция «Я думаю, что я - материя. А на самом деле я не являюсь материей». Это ложная концепция. И благодаря воспеванию Харе Кришна первое благо, которое человек получает, это то, что он становится брахма бхута брахма бхута, тотчас же становится брахма бхута брахма бхута и и прасаннатма прасаннатма. Следующая стадия прасаннатма прасаннатма. Он сразу же становится радостным «О, я не являюсь этой материей!». Чайтанйа Махапрабху говорит тоже самое:
чето-дарпана-марджанам
бхава-маха-давагни-нирвапанам
Эта бхава маха девагни бхава маха девагни, этот мир сравнивается с лесным пожаром. Здесь горит пожар, но для осознавшей себя души этот огонь сразу же потухает. Тот, кто является осознавшей себя душой, тот, кто понимает, что он не является этой материей, для него сразу же угасает этот огонь материального существования. И Господь Чайтанйа дал нам эту возможность. Автор Чайтанйа Чаритамриты говорит
агати эка гати
/ЧЧ, Мадхья 21.1/
- Господь Чайтанйа это единственная надежда для падших
сарва сварупера дхама — паравйома-дхаме
пртхак пртхак ваикунтха саба, нахика ганане
/ЧЧ, Мадхья 21.3/
Господь Чайтанйа описывает царство Бога или духовное небо. Он говорит… Он уже объяснил вам различные виды экспансий: прабхава, вайбхава, виласа, пракаша прабхава, вайбхава, виласа, пракаша, может быть вы помните это. Существуют бесчисленные экспансии
эко баху шйам
/Катха упанишад/
- один Верховный Господь стал многими. Тот же самый пример: изначальная свеча и от этой свечи вы зажигаете миллионы и миллионы других свечей. Точно также изначальная Личность Бога - это Шри Кришна и Он распространил Себя во множество, в такое множество. И Господь Чайтанйа говорит: «Все распространённые полные проявления Кришны имеют Свои отдельные обители». Буквально каждая экспансия имеет Свою отдельную обитель
сарва сварупера дхама — паравйома-дхаме
/ЧЧ, Мадхья 21.3/
И где они находятся? В паравйоме. Вйома паравйоме. Вйома означает - небо, а означает - небо, а пара пара означает - трансцендентное.  За пределами этого неба. Это небо называют материальным небом, но за пределами этого неба находится означает - трансцендентное.  За пределами этого неба. Это небо называют материальным небом, но за пределами этого неба находится паравйома паравйома - духовное небо. У людей нет знания об этом. У учёных - материалистов нет знания об этом. Что они знают? Они не могут достичь даже планеты Луна, что говорить о других планетах? Это очень и очень далеко! Мы можем видеть это небо, оно для нас словно горшок. И это покрытие этой вселенной… Если вы можете проникнуть сквозь это покрытие, то пространство во много-много раз больше, чем это внешнее пространство, тогда вы увидите духовное небо. Но никакой учёный-материалист не способен обнаружить, где находится духовное небо. Но из авторитетных Писаний вы можете понять это и также от авторитетов ,таких как Господь Чайтанйа. Он говорит, что для каждой экспансии Шри Кришны существует отдельная планета в духовном небе - духовное небо. У людей нет знания об этом. У учёных - материалистов нет знания об этом. Что они знают? Они не могут достичь даже планеты Луна, что говорить о других планетах? Это очень и очень далеко! Мы можем видеть это небо, оно для нас словно горшок. И это покрытие этой вселенной… Если вы можете проникнуть сквозь это покрытие, то пространство во много-много раз больше, чем это внешнее пространство, тогда вы увидите духовное небо. Но никакой учёный-материалист не способен обнаружить, где находится духовное небо. Но из авторитетных Писаний вы можете понять это и также от авторитетов ,таких как Господь Чайтанйа. Он говорит, что для каждой экспансии Шри Кришны существует отдельная планета в духовном небе
пртхак пртхак ваикунтха нахика ганане
/ЧЧ, Мадхья 21.3/
Притхак притхак - у каждой экспансии есть отдельная планета Вайкунтхи, но никто не может сосчитать, сколько там планет - у каждой экспансии есть отдельная планета Вайкунтхи, но никто не может сосчитать, сколько там планет нахика таре ганане нахика таре ганане, кто то может подсчитать? Господь говорит
шата, сахасра, айута, лакша, котй-йоджана
эка эка ваикунтхера вистара варнана
/ЧЧ, Мадхья 21.4/
Не может быть и речи о пустоте или чём-то безличном. Он говорит, что все эти планеты Вайкунтхи настолько огромны, что некоторые из них занимают площадь в миллионы и миллионы миль…. как это называется? Окружность, диаметр.
эка ваикунтхера вистара варнана
Вистара означает - очень обширный. означает - очень обширный.
саба ваикунтха — вйапака, ананда-чинмайа
паришада-шадаишварйа-пурна саба хайа
/ЧЧ, Мадхья 21.5/
- буквально на каждой планете Вайкунтхи есть живые существа. Не нужно считать, что эти планеты пусты. Все они ананда, все они созданы из сат-чит-ананда-виграха сат-чит-ананда-виграха - из вечности, блаженства и они также полны знания. Обитатели там вечны, полны блаженства, полны знания и экспансия Кришны, Божество на этих планетах - Нарайана - также вечно, полно блаженства и полно знания. Это называется Абсолют! Здесь в материальном мире у нас всё по-другому. Я - духовная душа, но существует разница между мной и моим телом, существует разница между мной и этим материальным миром. Но там всё духовно и поэтому там нет такой разницы. Имперсоналисты не могут понять этого. Если все духовно, они думают «Значит не должно быть никакого разнообразия». Но из этого описания Чайтанйа Чаритамриты и из других Писаний, таких как Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-Гита, мы можем понять, что духовное небо в точности такое, но оно духовное, а это небо материальное - из вечности, блаженства и они также полны знания. Обитатели там вечны, полны блаженства, полны знания и экспансия Кришны, Божество на этих планетах - Нарайана - также вечно, полно блаженства и полно знания. Это называется Абсолют! Здесь в материальном мире у нас всё по-другому. Я - духовная душа, но существует разница между мной и моим телом, существует разница между мной и этим материальным миром. Но там всё духовно и поэтому там нет такой разницы. Имперсоналисты не могут понять этого. Если все духовно, они думают «Значит не должно быть никакого разнообразия». Но из этого описания Чайтанйа Чаритамриты и из других Писаний, таких как Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-Гита, мы можем понять, что духовное небо в точности такое, но оно духовное, а это небо материальное
ананта ваикунтха эка эка деше йара
сеи паравйома-дхамера ке кару вистара
/ЧЧ, Мадхья 21.6/
Что касается духовного неба, там бесчисленные планеты Вайкунтхи и никто не может определить, насколько огромны эти планеты Вайкунтхи, и никто не может подсчитать, насколько огромно это пространство духовного неба
ананта ваикунтха-паравйома йара дала-шренй
сарвопари кршналока карникара гани
/ЧЧ, Мадхья 21.7/
Итак, все эти планеты, как например на стебле так много веток и цветов. Представьте, что это вроде этого и наверху цветок. Например если вы берёте цветок розы, на стебле много листьев и наверху стебля чудесный цветок и высшая планета в духовном мире называется Кришналока. Карникара Карникара форма Кришналоки в точности напоминает цветок лотоса форма Кришналоки в точности напоминает цветок лотоса
эи-мата шад-аишварйа, стхана, аватара
брахма, шива анта на пайа — джйва кон чхара
/ЧЧ, Мадхья 21.8/
Господь говорит «Что эти обыкновенные живые существа с их маленьким мозгом могут понять о богатстве Господа?». Это богатство Господа… Он говорит брахма шива брахма шива. Брахма считается высшим среди живых существ, а Шива, Господь Шива он также считается  очень возвышенным полубогом и Господь Чайтанйа говорит: «Даже Брахма и Шива не могут определить каково богатство Господа, что говорить об этих обыкновенных людях? Они не могут понять этого! Это невозможно!» . эи-мата шад-аишварйа. эи-мата шад-аишварйа. Никто не может определить, каковы шесть достояний Кришны! Мы уже обсуждали эти шесть достояний. Это богатство, сила, слава, знание, красота, отречение. Никто не может определить каковы они. И Он приводит цитату из Шримад-Бхагаватам – Никто не может определить, каковы шесть достояний Кришны! Мы уже обсуждали эти шесть достояний. Это богатство, сила, слава, знание, красота, отречение. Никто не может определить каковы они. И Он приводит цитату из Шримад-Бхагаватам –
ко ветти бхуман бхагаван паратман
йогешваротйр бхаватас три-локйам
ква ва Катхам ва кати ва кадети
вистарайан крйдаси йога-майам
/ШБ 10.14.21/
«О великий, о Верховная Личность Господа, о Сверхдуша, о Владыка мистицизма! Как ты действуешь? - три бхуване три бхуване - в этих трёх мирах?». Три мира означает, что в этом материальном мире есть низшие планеты, средние планеты и высшие планеты. Это и есть три мира. «Как Ты действуешь в этих трёх мирах? И как Ты управляешь Своей внутренней энергией, - в этих трёх мирах?». Три мира означает, что в этом материальном мире есть низшие планеты, средние планеты и высшие планеты. Это и есть три мира. «Как Ты действуешь в этих трёх мирах? И как Ты управляешь Своей внутренней энергией, Йогамайей, Йогамайей, распространяя Себя в такое множество экспансий? Полных экспансий? Кто может понять Тебя? Никто не в состоянии понять Тебя!». распространяя Себя в такое множество экспансий? Полных экспансий? Кто может понять Тебя? Никто не в состоянии понять Тебя!».
Вы можете сказать, что если никто не может понять Его, то какой смысл обсуждать все эти вещи? Но таково качество преданных! Несмотря на свою неспособность понять Его превосходство, Его высшее положение, Его экспансии, то как Верховный Господь распространяет Себя. Тем не менее, когда преданные говорят о Верховном Господе, слушают и воспевают, они черпают в этом трансцендентное блаженство. Не думайте, что любой может понять Кришну, но тем не менее попытки понять Его приносят трансцендентное блаженство. Не думайте, что когда-нибудь мы станем способны понять Кришну полностью! Это не в наших силах, но тем не менее
бодхайантах параспарам
тушйанти ча раманти ча
/БГ 10.9/
- махатмы, великие души, говоря о Кришне в своём обществе, в своём духовном обществе сознания Кришны и пользуясь ведической литературой, авторитетной литературой, получают трансцендентное наслаждение. Это трансцендентное наслаждение!