Цель духовного осознания одна - любовь к Богу, и с этой точки зрения Веды предстают как единое всеобъемлющее целое, постижимое лишь трансцендентными средствами. Только несовершенные воззрения различных групп, не связанных с подлинными ведическими традициями обучения, делают «Гиту» несвязной. Согласующим фактором, выстраивающим в единую систему все несходные на первый взгляд утверждения Вед, является сущность Вед, т.е. сознание Кришны (любовь к Богу).  Еще раз благодарю Вас.  Искренне Ваш  А.Ч. Бхактиведанта Свами  8 февраля 1970 года.  Свами А.Ч. Бхактиведанте  Дорогой Свамиджи!  Большое спасибо за длинное и интересное письмо, любезно отправленное мне 30 января вместе с последним номером журнала «Бэк ту Годхед». До этого у меня было несколько дискуссий со здешними членами Вашего общества, но, с моей точки зрения, они не были вполне удовлетворительными. Однако сейчас я располагаю гораздо более авторитетным письмом от Вас, которое переводит дискуссию на более высокий уровень.  И все же, боюсь, Вы не убедили меня в том, что все писания, которые Вы цитировали, рекомендуют только повторение имени Кришны. Позвольте мне сослаться лишь на самые важные.  В «Бхагавад-гите» (9.14) киртайантах необязательно означает повторение имени Кришны. Оно может означать прославление, воспевание, повторение, разговор и может относиться к песням, гимнам, описаниям или беседам. Так это понимают комментаторы. Шанкара в своих комментариях просто повторяет это слово, но Анандагири в своей «Вьякхье» толкует слово киртана как веданта-шраванам пранава-джа-паш ча -  «слушание «Веданты» и монотонное повторение ом« (то, что ведический ом - это Кришна, сказано в «Бхагавад-гите», в которой Кришна отождествляется также со многими другими вещами и которая является смрити, но не в Ведах, представляющих собой шрути). Другой комментатор, Хануман, в своей «Пайшача-бхашье» говорит, что киртайантах означает просто бхашаманах - «говорить (о чем-то)».  Но даже более важным, чем точное значение этого слова, мне представляется то, что весь стих не требует, чтобы каждый был постоянно занят киртаном, а просто утверждает, что некоторые великие души делают так. Это очевидно из следующего стиха, утверждающего, что анье («другие») заняты джнана-йаджнена... йаджанто мам, «поклонением Мне... поклоняясь знанием». «Бхагавад-гита» отличается широтой взглядов и терпимостью к различным религиозным подходам, хотя и отдает предпочтение одному аспекту по сравнению со всеми остальными (а именно сарва-пхала-тйага*).  * Сарва-пхала-тйага означает «отречение от всех плодов своего труда».  И наконец, в последней сутре «Веданта-сутры»: анавриттих шабдат... слово шабда относится к писаниям или откровениям Вед, что ясно из контекста и согласуется с мнением комментаторов. Шанкара цитирует ряд текстов (заканчивающихся на итй ади-шабдебхйах - «согласно этим шабдам«), чтобы подтвердить это, т.е. в защиту утверждения, что «согласно писаниям, возврата нет». Он также объясняет значение слова шабда в этой сутре словами мантрартха-вадади - «мантры, описания и т.п.». Вачаспати Мишра в «Бхамати» подтверждает и еще более проясняет это, добавляя, что противоположный взгляд является шрути-смрити-виродхах, т.е. противоречащим смрити и шрути.  Еще раз благодарю Вас за любезное внимание.  Искренне Ваш  Дж.Ф. Стааль  15 февраля 1970 года.  Дж.Ф. Стаалю,  профессору философии  и языков Юго-Восточной Азии.  Уважаемый д-р Стааль!  Я был очень рад получить Ваше письмо, датированное воскресеньем 8 февраля 1970 года. Его содержание также доставило мне большое удовольствие.  Чтобы убедить вас в том, что все писания рекомендуют воспевать имя Кришны, я могу просто сослаться на авторитет Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья рекомендовал: киртанийах сада харих [следует постоянно восхвалять Хари, Кришну (Шикшаштака, 3)]. Мадхвачарья также цитирует: веде рамайане чаива харих сарватра гийате [везде в Ведах и в «Рамаяне» воспевается Хари]. И в «Бхагавад-гите» (15.15) Господь также говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах [цель всех Вед -  познать Меня].  Таким образом, мы обнаруживаем, что целью всех писаний является Верховная Личность. В «Риг-веде» (1.22.20) приводится мантра: ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах [взоры полубогов всегда обращены к этой высшей обители Вишну]. Следовательно, ведический путь - это путь познания Господа Вишну, и в любом писании прямо или косвенно воспевается слава Верховного Господа, Вишну.  Что касается четырнадцатого стиха девятой главы «Бхагавад-гиты», то киртайантах, конечно же, означает прославление, воспевание, повторение и беседу, как Вы сказали. Но прославление и воспевание кого? Повторение чего и о ком? Разумеется, о Кришне. Слово, используемое в связи с этим, -  мам (Мне). Поэтому мы не возражаем, когда человек прославляет Кришну, как это сделал Шукадева в «Шримад-Бхагаватам». Это тоже киртан. Самое совершенное из всех ведических писаний, «Шримад-Бхагаватам» - достойное место для такого прославления Верховного Господа, Кришны, что явствует из следующего стиха:  нигама-калпатарор галитам пхалам шука-мукхад амрита-драва-самйутам  пибата бхагаватам расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках  «О искушенные и вдумчивые люди, вкусите «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде доставлял наслаждение всем, включая и освобожденные души» (Бхаг., 1.1.3).  Говорится, что Махараджа Парикшит получил освобождение, просто слушая, аналогичным образом Шукадева Госвами получил освобождение, просто повторяя «Шримад-Бхагаватам». В нашем преданном служении существует девять различных методов достижения одной и той же цели, любви к Богу, и самый первый из них - слушание. Этот процесс слушания называется шрути. Следующий процесс - повторение. Процесс повторения - это смрити. Мы принимаем одновременно и шрути, и смрити. Мы смотрим на шрути как на мать, а на смрити - как на сестру, потому что ребенок сначала слушает мать, а затем узнает о том же со слов своей сестры.  Шрути и смрити - две параллельные линии. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит:  шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина  аикантики харер бхактир утпатайаива калпате  Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.101  То есть без обращения к шрути, смрити, Пуранам и Панчаратрам невозможно достичь уровня чистого преданного служения. Поэтому всякий, кто изображает экстаз преданности, не ссылаясь на шастры (ведические писания), создает одни беспокойства. С другой стороны, признавая только шрути, мы становимся веда-вада-ратах*, которых «Бхагавад-гита» не слишком одобряет.   * (Б.-г., 2.42): «Те, кто занят только произнесением слов писаний, но не понимает их или не применяет их на практике».  Таким образом, хотя «Бхагавад-гита» и относится к смрити, она представляет собой квинтэссенцию всех ведических писаний, сарвопанишадо гавах**. Она подобна корове, дающей молоко, то есть квинтэссенцию всех Вед и Упанишад, и все ачарьи, включая Шанкарачарью, признают неоспоримый авторитет «Бхагавад-гиты». Следовательно, вы не можете отрицать авторитет «Бхагавад-гиты» на том основании, что она относится к смрити. Такая точка зрения, как Вы верно заметили, противоречит и смрити, и шрути (шрути-смрити-виродхах).  ** См. четвертую из медитаций Шанкарачарьи.  Что касается цитаты Анандагири о том, что слово киртана означает веданта-шраванам пранава-джапаш ча («слушание «Веданты» и монотонное повторение ом«), то знатоком «Веданты» является Кришна, и Он же - составитель «Веданты». Он - веда-вит и веданта-крит. Так есть ли лучшая возможность для веданта-шраваны, чем слушать ее от Кришны?  Что же касается следующего стиха, в котором указывается, что джнана-йаджнена... йаджанто мам, то объектом поклонения является Кришна, на что указывает слово мам [Мне]. Этот метод описан в «Ишопанишад», мантра 11:  видйам чавидйам ча йас тад ведобхайам саха  авидйайа мритйум тиртва видйайамритам ашнуте