Майа-сукхайа. Это на самом деле так. Наша цивилизация построена на обмане. Каждый год мы производим огромное количество автомобилей, и из-за них нужно прокладывать и содержать в порядке огромное количество дорог. Так проблемы возникают одна за другой, поэтому все это - майя-сукхая, призрачное счастье. И тем не менее мы пытаемся найти свое счастье на этом пути. Мы придумываем разные способы стать счастливыми, но они только порождают новые проблемы.  Соединенные Штаты занимают первое место в мире по числу автомобилей, но это не решает никаких проблем. Вы создали автомобиль, чтобы решить проблемы жизни, но по своему опыту я знаю, что это только создает новые проблемы. Когда мой ученик Даянанда хотел показать меня врачу в Лос-Анджелесе, я был вынужден ехать тридцать миль, прежде чем смог проконсультироваться с врачом. Вы создаете машины, а потом вынуждены ехать тридцать или сорок миль, чтобы увидеться с друзьями.  Полет из Нью-Йорка в Бостон занимает один час, но на то, чтобы доехать до аэропорта, нужно потратить больше времени. Эта ситуация называется майя-сукхая. Майя означает «ложный», «иллюзорный». В своих попытках создать какие-либо удобства мы создаем новые неудобства. Такова особенность материального мира: если мы не довольствуемся естественными удобствами, предоставленными нам Богом и природой и хотим создавать искусственные, то попутно вынуждены создавать и определенные неудобства. Большинство людей не понимают этого. Они думают, что создают большие удобства, но на самом деле проделывают пятьдесят миль, чтобы добраться до места своей работы и заработать на жизнь, а потом пятьдесят миль обратно. Именно это имеет в виду Махараджа Прахлада, когда говорит, что вимудхи - материалисты, негодяи - взвалили на себя ненужное бремя всего лишь ради преходящего счастья. Вимудхан майа-сукхайа бхарам удхавато. Поэтому в ведической цивилизации человеку рекомендуется освободиться от материальной жизни, принять санньясу, то есть отречение от мира, и вести духовную жизнь, не ведая тревог.  Если человек может практиковать сознание Кришны, ведя семейную жизнь, это очень хорошо. Бхактивинода Тхакур был семьянином, судьей, и тем не менее в преданном служении ему не было равных. Махараджа Дхрува и Махараджа Прахлада были грихастхами, домохозяевами, но воспитали себя так, что даже семейная жизнь никак не мешала их служению. Поэтому Махараджа Прахлада говорит: «Я научился искусству всегда оставаться в сознании Кришны». Что же это за искусство? Твад-вирйа-гайана-махамрита-магна-читтах -  нужно просто воспевать славные деяния и игры Господа. Вирйа означает «поистине героический».  Деяния Кришны исполнены героизма. Вы можете прочесть о них в книге «Кришна, Верховная Личность Бога»*. Имя Кришны, Его слава, Его деяния, Его спутники и все, что имеет к Нему отношение, исполнено героизма. Махараджа Прахлада говорит по этому поводу: «Я уверен, что, где бы я ни был, я смогу прославлять Твои героические деяния и благодаря этому буду в безопасности. Падение мне не грозит. Но я беспокоюсь о тех, кто создал эту цивилизацию, в которой люди постоянно заняты тяжким трудом. Я думаю о них».  * В русском переводе эта книга называется «Источник вечного наслаждения». (Прим. переводчика.)  Далее Прахлада говорит:  прайена дева мунайах сва-вимукти-кама маунам чаранти виджане на парартха-ништхах  наитан вихайа крипанан вимумукша эко нанйам твад асйа шаранам бхрамато 'нупашйе  «Мой дорогой Господь, многие святые и мудрецы слишком заботятся о собственном освобождении» (Бхаг., 7.9.44). Мунайах означает «святые люди» или «философы». Прайена дева мунайах сва-вимукти-камах - они очень заботятся о собственном освобождении. Они стараются жить в таких уединенных местах, как Гималаи, ни с кем не разговаривают и всегда избегают общества обыкновенных людей, живущих в городах, не желая причинять себе беспокойств или даже опасаясь падения. Они думают: «Спастись бы самому».  Махараджу Прахладу огорчает, что эти великие святые не идут в города, где люди создали цивилизацию, основанную на изнурительном круглосуточном труде. Такие святые не очень сострадательны. Он говорит: «Я беспокоюсь об этих падших людях, которые без всякой нужды надрываются на работе только ради удовлетворения своих чувств».