Бомбей, 1 апреля 1971

 
Prabhupada:
om ajiana-timirandhasya jianaijana-calakaya
caknur unmelitaa yena tasmai cre-gurave-namau
cre-caitanya-mano-’bhenoaa sthapitaa yena bhu-tale
svayaa rupau kada mahyaa dadati sva-padantikam
vande ’haa cre-gurou cre-yuta-pada-kamalaa cre-gurun vaineavaac ca
cre-rupaa sagrajataa saha-gaea-raghunathanvitaa taa sa-jevam
sadvaitaa savadhutaa parijana-sahitaa kanea-caitanya-devaa
cre-radha-kanea-padan saha-gaea-lalita-cre-vicakhanvitaac ca
he kanea karuea-sindho dena-bandho jagat-pate
gopeca gopika-kanta radha-kanta namo ’stu te
tapta-kaicana-gauraigi radhe vandavanecvari
vanabhanu-sute devi praeamami hari-priye
vaicha-kalpatarubhyac ca kapa-sindhubhya eva ca
patitanaa pavanebhyo vaineavebhyo namo namau
cre-kanea-caitanya prabhu nityananda
cre-advaita gadadhara crevasadi-gaura-bhakta-vanda
hare kanea hare kanea kanea kanea hare hare
hare rama hare rama rama rama hare hare
Дамы и господа, я весьма благодарен вам за ваш приход сюда и участие в нашем движении сознания Kanea. Итак Kanea говорит:
mattau parataraa nanyat
kiicid asti dhanaijaya
mayi sarvam idaa protaa
sutre maei-gaea iva
 [Bg. 7.7]
Итак Kanea входит во все и все находится в Нем, в Его энергии. Например владелец большого завода может быть где то вне завода, но каждый рабочий при этом понимает, что: «Этот завод принадлежит такому то и такому человеку.» Итак если это возможно иметь всегда сознание владельца завода этим рабочим, то аналогично возможно для всех людей иметь сознание Kanea и при этом продолжать заниматься своей деятельностью. Это философия, которую мы пытаемся проповедовать по всему миру. Это философия Bhagavad-geta. Yudhyasva mam anusmara [Bg. 8.7]. Вы работаете, чтобы… Этот мир так устроен, что человек должен работать. Не работая, никто не сможет даже поддерживать свое тело и душу вместе. Это то, чего вы не можете избежать. Но в то же самое время, мы можем помнить о Kanea. Это… Это зависит только от практики и понимания, чистого понимания.
Итак здесь Kanea говорит: «Нет никого более великого чем Я.» Таков вердикт всей древнейшей литературы Vedic. Cremad-Bhagavatam также это подтверждает: kaneas tu bhagavan svayam. Есть огромный перечень различных инкарнаций Бога. В этом списке также присутствует и Имя Господа Buddha. Имя Господа Buddha там описывается: kekaoenu bhavinyati. Buddho namnaijana-sutau kekaoenu bhavinyati. В Cremad-Bhagavatam, Имя Господа Buddha упомянуто как будущая инкарнация. Bhavinyati – это «явится.» Kekaoenu - ?В провинции Gaya.? Итак, это называется castra. Так как Cremad-Bhagavatam был написан пять тысяч лет тому назад и Господь Buddha явился 2.600 лет тому назад… Следовательно пять тысяч лет тому назад Господь Buddha  должен был явиться в будущем. И потому сказано, что bhavinyati – это «Он явится.» Это называется castra. Trikala-jia. Castra написана не какими то обычными людьми. Например Kanea говорит. Это не обычный человек. Никто бы интересовался если бы Bhagavad-geta была написана каким то обычным человеком. Это было сказано Верховной Личностью Бога и было описано Его инкарнацией - Vyasadeva. Итак, это - трансцендентная литература. Обычная литература не может быть совершенной поскольку есть четыре недостатка: bhrama-pramada-karaeapaoava-vipralipsa. Bhrama означает - «совершать ошибки.» Pramada означает «иллюзия», vipralipsa означает «обман» и karaeapaoava - «несовершенство чувств.» Итак castra означает то, что выше всех этих недостатков. В castra нет никаких недостатков. И вы можете понять это даже по тому факту, что явление Господа Buddha было предсказано пять тысяч лет тому назад. Аналогично, есть прогноз о kalki-avatara, Который придет около четырех lakhs и 27.000 лет в будущем. Имя Kalki-avatara – это Его Имя по отцу и также описано где Он явится, все есть там. Это называется castra.
Итак, мы должны понять Kanea изучая castra. Kanea Сам это говорит: mattau parataraa nanyat kiicid asti dhanaijaya: [Bg. 7.7] «Нет никого больше, чем Я.» И когда Arjuna принимал наставления Bhagavad-geta, то он принял Kanea именно таким образом. Paraa brahma paraa dhama pavitraa paramaa bhavan: [Bg. 10.12] «Ты - Parabrahman.» Итак Kanea – это Parabrahman. Brahman – это мы, мы все - это Brahman, поскольку мы - составные части Parabrahman, но мы - не Parabrahman. Мы - подчиненный Brahman. Eko bahunaa vidadhati kaman. Мы поддерживаемся Kanea. Мы поддерживаемся Богом. Он - один, Бог - один. И множество - это Brahman, или живые существа, они бесчисленны их количество невозможно выразить никакой цифрой. Asaikhya. Никто не может сосчитать сколько живых сущностей, но Бог - только один.
Итак из этой древнейшей литературы мы понимаем, что: kaneas tu bhagavan svayam. Есть много инкарнаций Kanea, экспансий Kanea: svaaca и vibhinnaaca. Некоторые экспансии - прямые персональные экспансии, например Господь Rama, Nasiahadeva, Varaha. Есть много. Ramadi-murtinu kala-niyamena tinohan [Bs. 5.39]. Kanea распространяет Себя во множество форм подобных Rama, Nasiaha, Varaha и так много других. Есть другие типы инкарнаций: avataras—caktyavecavatara, gueavatara, manvantaravatara, yugavatara. Много инкарнаций. И Bhagavata заключает что инкарнации Господа так многочисленны, что вы просто не сможете сосчитать. Например если вы садитесь на берегу реки, то вы не сможете подвести счет волнам аналогично, невозможно сосчитать сколько инкарнаций исходит из Kanea. Но Kanea выше их всех. Здесь Kanea лично говорит и это подтверждается всеми мудрецами, авторитетами такими как Narada Muni, Vyasadeva, Asita, Devala и также все современные acaryas: Caikaracarya, Madhvacarya Ramanujacarya, Vineusvame  - так много всех acaryas - Господь Caitanya. Все принимают, что Kanea - Верховная Личность Бога. Как же тогда можете отрицать это вы? Мы должны быть направляемы acaryas. Acaryavan puruno veda. Тот, кто следует по стопам acaryas, тот понимает вещи как они есть. Это - вердикт.
В Bhagavad-geta также мы находим: acaryopasanam. Мы должны следовать по стопам acaryas, поскольку они могут дать нам правильное направление. И тот, кто не следует acaryas и руководствуется лишь собственными умственными домыслами, никогда не достигнет успеха. Есть много различных комментариев на Bhagavad-geta, но не все эти комментарии написаны согласно наставлениям acaryas. Вы должны принять Bhagavad-geta как она есть - под руководством acaryas. Они не делают в ней каких либо изменений. Они объясняют, что Kanea - величайший. Это не те, кто комментирует ее различными способами и только отклоняет вас с пути утверждая, что Kanea – это обычный человек.
Итак Kanea, из Kanea исходит экспансия Baladeva, svayaa prakaca. И из Baladeva, catur-vyuha: Saikarnaea, Aniruddha, Pradyumna. И далее из Saikarnaea исходит Narayaea. Из Narayaea исходят другие экспансии, так же: Saikarnaea, Pradyumna, Aniruddha. И из этого Saikarnaea, исходит purunavatara, Maha-Vineu. Из Maha-Vineu исходит Garbhodakacaye Vineu. Из Garbhodakacaye Vineu исходит Knerodakacaye Vineu. Knerodakacaye Vineu располагается во всех сердцах. Ecvarau sarva-bhutanaa had-dece ’rjuna tinohati [Bg. 18.61]. И таким образом Kanea распространяет Себя во многие и многие формы. Личные экспансии, экспансии Его энергии, экспансии Его различных составных частей. Например подобно нам. Мы живые сущности - vibhinnaaca. Мы также расширения Kanea. И так Он распространяет Себя во многие и многие. Svaaca, vibhinnaaca и cakti, taoastha-cakti, cit-cakti, antaraiga-cakti, bahiraiga-cakti. Итак мы должны понять Kanea таким образом. И если мы изучаем очень внимательно всю эту литературу, то мы должны прийти к выводу, что Kanea – это Верховная Личность Бога. И если есть высшее Имя Бога, то оно именно в этом слове - Kanea, «всепривлекающий.» Есть много разнообразных значений слова Kanea дающееся acaryas, но главное значение слова Kanea - это Имя Бога.
Итак как вы видите… Для обычного человека, как человек может понять Kanea, что Он - всенаполняющий? Он - всенаполняющий. Он – везде и во всем. Как же оценить то, что Он - всенаполняющий? Это наставление дается Самим Kanea. Если мы следуем наставлениям Kanea, как можно понять Его, то естественно и несомненно, что мы должны начать понимать Kanea. Итак Kanea говорит:
raso ’ham apsu kaunteya
prabhasmi caci-suryayou
praeavau sarva-vedenu
cabdau khe paurunaa nanu
Просто попытайтесь понять Kanea через ваш повседневный опыт. Kanea говорит: «Когда вы пьете воду и утоляете вашу жажду и вы чувствуете приятный вкус воды – этот вкус Я.» Kanea говорит так. Итак, вы можете понять Kanea каждый раз как только вы пьете воду. Почему же тогда вы говорите, что нет Бога? Вы просто попытайтесь понять Бога согласно предписаниям данным Богом. И тогда вы сможете понять.
Например доктор дает вам лекарство и он дает вам указание также: «Вы пьете это лекарство, берете бутылку и отмеряете по две капли или по пять капель.» так он дает вам руководство. И затем постепенно вы понимаете, что принимая это лекарство вы лечитесь, вы чувствуете как ваше здоровье улучшается. Аналогично, это предписание данное Kanea… Это - медитация в действительности. Когда мы размышляем о вкусе воды, то это означает, что мы размышляем о Kanea. Аналогично, Kanea говорит: prabhasmi caci-suryayou: «Я – свет солнца, свет луны.» Так кто же не видел солнечного света? Если вы видели солнечный свет и если вы следуете этим предписаниям данным Kanea, тогда каждое утро вы сможете видеть Kanea. Почему вы говорите: «Я не видел Kanea. Kanea всегда присутствует прямо перед вами.»? Вы просто следуете наставлениям Kanea и Он всегда будет присутствовать рядом с вами. Он присутствует! Просто мы должны очистить наши глаза и чувства, чтобы понять Его. Это необходимо. Premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena santau sadaiva hadayenu [Bs. 5.38]. Представьте, что у вас есть возлюбленный друг. Как только вы слышите телефонный звонок, и сразу: « Кто это?» «Это я.» «О!» Вы немедленно видите его. Так это или нет? Немедленно, вместе со звуком. Почему? Потому что вы знаете его, вы любите его. Аналогично, таким же образом, если вы развиваете вашу спящую любовь к Kanea, то вы увидите Kanea в каждый момент своей жизни. Premaijana-cchurita-bhakti-vilocanena santau sadaiva hadayenu vilokayanti [Bs. 5.38].
Совсем не трудно увидеть Kanea. Почему вы говорите: «Можете ли вы показать мне Бога?» Почему вы не видите Бога? Вот Бог. Итак Kanea говорит: raso ’ham apsu kaunteya prabhasmi caci-suryayou. Так кто же не видел солнечного света? Кто не видел света луны? Просто для того, чтобы понять Kanea, человек должен размышлять, что это такое - этот солнечный свет? Солнечный свет - это отражение сияния Kanea. А что такое этот свет луны? Это соответственно отражение солнечного света. Аналогично, солнце является также отражением brahmajyoti. А что такое brahmajyoti? Brahmajyoti – это сияние исходящее от трансцендентного тела Kanea. Зачем же вы тогда говорите, что вы не видели Kanea? Есть много других примеров. Kanea дает некоторые из них. Если вы будете изучать их, если вы будете размышлять о них, тогда вы увидите Kanea постепенно. Он откроется вам. Он будет присутствовать всегда перед вами. Это - все. Не то, что сейчас этими глазами вы сможете увидеть Kanea. Но если вы следуете наставлениям, то вы сможете видеть Kanea ежедневно, все двадцать четыре часа.
Итак когда преданный поднимается до уровня maha-bhagavata, то он не видит никого кроме Kanea. Везде он видит только Kanea. Sthavara-jaigama dekhe na dekhe tara murti. Он видит побережье, океан, воду, но он не видит этого, он видит Kanea. Он видит это как энергию Kanea, как работает эта энергия Kanea, и производит своим действием такой обширный океан или море. Он думает таким образом. Это - медитация. Везде где бы он ни был, он просто думает о Kanea. Sthavara-jaigama dekhe na dekhe tara murti. Он не видит материальных форм. Sarvatra haya nija inoa-deva-sphurti. Везде он видит Kanea. Это называется сознание Kanea.
Итак человек должен развить это. Как же человек может развить это? Это - процесс: cravaeadi-cuddha-citte, если вы слушаете. И по мере того как вы продолжаете слушать, все грязные вещи в вашем сердце очищаются. Этот процесс слушания так прекрасен.
caevataa sva-kathau kaneau
pueya-cravaea-kertanau
hady antau-stho hy abhadraei
 vidhunoti suhat satam
 [SB 1.2.17]
Если вы просто слушаете о Kanea. Например мы говорим сейчас о Kanea изучая эту Bhagavad-geta. Итак если вы пытаетесь понять Kanea так как рекомендует вам Kanea, тогда Kanea также помогает вам. Например учитель, если он видит, что ученик разумен, он следует его наставлениям, тогда учитель проявляет больший интерес, больший интерес к этому ученику. Это естественно. Если учитель говорит: «Мой дорогой ученик, мой дорогой мальчик, ты должен писать таким образом» и если он пытается следовать этому, то учитель проявляет больший интерес к нему и помогает. Аналогично, как только вы пытаетесь понять Kanea согласно наставлениям данным Им Самим, то Kanea внутри вас помогает вам все больше и больше. Tenaa satata-yuktanaa bhajataa preti-purvakam, dadami buddhi-yogaa tam [Bg. 10.10]. Kanea говорит: «Я даю ему разум, чтобы он смог понять.»
Итак следовательно наша обязанность в том чтобы следовать наставлениям Kanea так как они даны Им. Итак Kanea говорит: praeavau sarva-vedenu. Oakara, praeava… oa tad vineou paramaa padaa sada pacyanti surayau. Vedic mantras, oa bhagavate vasudevaya namau. Эта oakara, эта praeava - Kanea. И каждый кто поет гимны Vedic, как только происходит эта вибрация этого звука, трансцендентного звука, OM, сразу же здесь - Kanea. Так как же мы можем избегать Kanea? Просто мы должны это знать. Вы должны очистить ваши глаза. Вы должны очистить ваши уши. Вы должны очистить ваши руки. Вы должны очистить ваши ноги. И таким образом, когда все ваши чувства очищены, постепенно шаг за шагом. В каждый момент своей жизни вы сможете видеть Kanea, только Kanea. Очистительный процесс для ваших глаз таков. Kanea присутствует перед вами в arca-murti, arcavatara, прекрасно украшенный преданными. Cre-vigraharadhana-nitya-nana **. Это - обязанность преданного, украшать cre-vigraha, форму, трансцендентную форму Kanea очень красиво так чтобы тысячи людей могли войти в храм и увидеть Kanea. И по мере того как вы видите Kanea, ваши глаза постепенно очищаются, и затем вы начинаете видеть Kanea, как прекрасен Kanea. Например когда Caitanya Mahaprabhu вошел в храм Jagannatha, как только Он увидел Kanea, то немедленно Он потерял сознание потому что Его глаза были готовы видеть Kanea.
Итак, мы должны подготовить наши глаза для того, чтобы видеть. Мы должны подготовить также наши уши, чтобы слышать о Kanea. Таким образом мы можем видеть Kanea. И этот - процесс, чтобы… Например как мы используем наш язык. Это - одно из наших чувств. И Kanea говорит: raso ’ham apsu kaunteya. Все пьют. И все знают, что такое вкус воды. И если человек пытается понять вкус воды согласно наставлению Bhagavad-geta, то он может видеть Kanea. Аналогично, языком вы можете вкусить bhagavat-prasadam, пищу предложенную Kanea. И как только вы вкушаете эту пищу предложенную Kanea, то немедленно вы  вспоминаете о Kanea, как прекрасно Kanea принял эту вкусную еду. Итак через язык вы можете развиваться. Просто вкушая kanea-prasadam, не читая литературу Vedic, не читая даже Bhagavad-geta, если вы просто думаете о Kanea: «Как прекрасно Kanea принял эту вкусную пищу» Вы становитесь сознающим Kanea.
Итак стать сознающим Kanea - не очень трудная задача. Просто вы должны следовать наставлениям. Это - все. Но если вы даете ваше собственное толкование на Bhagavad-geta, то тогда вы отклоняетесь. Вы потеряны. Crama eva hi kevalam. Такой вид чтения Bhagavad-geta - просто напрасный расход времени и энергии. Это - все. Следовательно те, кто не сознает Kanea, кто не слушает о Нем от сознающих Kanea личностей, они - просто тратят напрасно свое время. И так называемое чтение Bhagavad-geta, лекции по Bhagavad-geta, без Kanea… Это как царство Бога без Бога. Мы хотим царства Бога, мира и процветания, но мы не хотим Бога. Не должно быть Бога. Это наше нынешнее желание. Мы хотим царства Бога, но без Бога. Это невозможно. Если вы не принимаете Бога или отношения с Богом, то нет вопроса о царстве Бога или мире и процветании.
Далее Kanea говорит: praeavau sarva-vedenu cabdau khe paurunaa nanu. Когда человек знаменит… Yad yad vibhutimat sattvaa mama tejo ’aca-sambhavam.  Если вы пытаетесь понять, что Kanea - величайшая Личность, то даже в пределах этого мира вы можете увидеть какого то великого лидера, великого политика, великого ученого, великого бизнесмена… Есть так много их. И они очень знамениты. Итак, вы должны понимать, что эта слава и имя этого человека являются следствием проявления милости Kanea. Вы видите Kanea в этом. Никто не может быть велик если он не одарен милостью Kanea. Kanea говорит в Bhagavad-geta, yad yad vibhutimat sattvaa mama tejo ’aca-sambhavam. Это проявление лишь небольшой части милости Kanea. Kanea обладает всем величием и славой. Aicvaryasya samagrasya. Вы можете таким образом понять, чтобы вы являетесь владельцем десятка crores рупий: «Я владелец этого десятка crores рупий», а другой человек владеет сотней crores рупий, но никто не может сказать, что: «Я - владелец всех денег, которые существуют в этом материальном мире.» Никто не может сказать так. Даже Brahma не может так сказать. Но Kanea: samagrasya aicvaryasya: «Все богатства, всех миров принадлежат Ему и Он их истинный владелец.» Итак, любой богатый человек, любой богатый человек, которого вы видите в пределах этого материального мира, это должно быть понято, что часть денег Kanea дана ему. Это - все. Никто не может заявить: «Я - владелец всех денег, которые находятся в этом материальном мире.» Это невозможно. Итак если этот человек думает: «Независимо от того сколько денег я имею, это - деньги Kanea, это милость Kanea. Kanea милостиво дал мне эти деньги.» Тогда какова же его обязанность? Он должен тратить эти деньги для Kanea. Это правильное использование денег. Аналогично, если человек знаменит, то он должен использовать свою славу для служения Kanea. Положим, что я пытаюсь распространять это движение сознания Kanea, но если скажем очень знаменитый и известный человек стремится к этому, то он очень быстро сможет распространить это. Это – правильное использование его славы и известности. Если известный ученый доказывает верховное положение Kanea через научное знание, тогда его знание в науках становится совершенным.
Итак, все, кто обладает чем-либо, если он знает, что это - дар данный ему Kanea и это должно быть использовано для служения Kanea, тогда его жизнь становится успешной.
atau pumbhir dvija-crenoha
vareacrama-vibhagacau
svanunohitasya dharmasya
saasiddhir hari-tonaeam
 [SB 1.2.13]
Saasiddhir hari-tonaeam.  Это не имеет значения кто вы. Вы можете быть инженером, вы можете быть юристом, вы можете быть бизнесменом. Кем бы вы ни были, это не имеет значения. Но попытайтесь удовлетворить Kanea вашими занятиями, вашей деятельностью. И тогда вы будете иметь полный успех. Saasiddhi. Это не имеет значения чем вы занимаетесь. Никто не требует от вас, чтобы вы оставили вашу профессию юриста и присоединились к нам как sannyase и танцевали. Если вы не можете сделать этого… Все могут сделать это, но если вы думаете, что вы не можете сделать это, то тогда используйте вашу профессию для служения Kanea. И тогда вы достигнете успеха.
Итак сознание Kanea не является жизненной необходимостью только для участников этого Общества. Это жизненная необходимость для всех, для всего мира, без всякой дискриминации. Человек должен использовать это человеческое преимущество жизни, чтобы стать сознающим Kanea, чтобы понять Kanea таким образом. И тогда результат его жизни будет величественным. Yo janati tattvatau. Janma karma me divyaa yo janati tattvatau.  Просто каждый кто понимает, что вкус воды - это энергия  Kanea, солнечный свет - это энергия Kanea, свет луны – это энергия Kanea, Vedic mantras - также проявление Kanea… И звук вибрирующий в нёбе, любой звуковой элемент – это Kanea. И энергия или Имя, слава, известность, достоинства великих людей этого мира – это также Kanea. И таким образом, если мы изучаем Kanea, то мы начинаем узнавать Его постепенно. И как только мы поймем Его: janma karma me divyaa yo janati tattvatau: «Тот, кто понимает Меня в действительности» tyaktva dehaa punar janma naiti mam eti kaunteya [Bg. 4.9], «немедленно он становится освобожден и после оставления этого тела он возвращается ко Мне.»
Ну и в чем трудность? Даже в своей обычной жизни вы можете изучать Kanea, вы можете понять Kanea. И Kanea поможет вам в этом. Как только вы начнете изучать Kanea, понимать Kanea, то Kanea сразу же поможет вам изнутри. Kanea всегда с вами. Kanea не где то далеко. Он так милостив, и Он находится в вашем сердце как ваш самый близкий друг, чтобы помочь вам достичь освобождения из этого материального осквернения. Почему вы не принимаете этого? Каждый нормальный, здравомыслящий человек должен извлечь пользу из этого наставления Bhagavad-geta, но правильным образом, так как это сказано. И тогда где бы и кем бы он ни был, это уже не имеет значения, он – освобожденная личность.
eha yasya harer dasye
karmaea manasa gira
nikhilasv apy avasthasu
jevan-muktau sa ucyate
Каждый, кто пытается стать сознающим Kanea и служить Kanea искренне… Он может находиться в любых условиях. Это уже не имеет значения, он - индеец или индус или мусульманин или христианин или это или то. Просто если он думает о Kanea всегда, через процесс который описан здесь, он становится освобожденным.
Итак, вы можете стать освобожденными прямо в вашем доме. Просто вы должны думать о Kanea. Gopes такие великие преданные Kanea. Но, что они делали? Единственное их занятие было в том, что они всегда думали о Kanea. Это - все. Господь Caitanya поэтому рекомендует: ramya kacid upasana vraja-vadhu-vargeea ya kalpita. (конец)